Президиумы

Повестка дня: 07 марта 2018 года, 09:30

Вопрос № 2

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия»

Докладывает: Воронин Пётр Иванович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по аграрной политике, продовольствию и землепользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Проект постановления Президиума ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5

Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ

«О порядке осуществления муниципального земельного контроля

на территории Республики Хакасия»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

Проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5

Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ

«О порядке осуществления муниципального земельного контроля

на территории Республики Хакасия»

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 27 февраля 2018 года № 22-17-2017 на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия»,

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

1. Протест прокурора Республики Хакасия от 27 февраля 2018 года № 22-17-2017 на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия» отклонить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

 

к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5

Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ

«О порядке осуществления муниципального земельного контроля

на территории Республики Хакасия»

 

В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора от 27 февраля 2018 года № 22-17-2017 на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия».

Прокурор указывает на то, что часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия» (далее – Закон № 62-ЗРХ), которой установлены основания для проведения внеплановых проверок в отношении граждан, противоречит федеральному законодательству, поскольку правом на самостоятельное определение оснований для проведения внеплановой проверки при осуществлении муниципального земельного контроля органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены, такие основания устанавливаются только федеральным законом.

Полагаем, что протест прокурора не обоснован.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены случаи проведения внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного земельного надзора. При этом ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами не установлены основания для проведения внеплановых проверок в отношении граждан при осуществлении муниципального земельного контроля.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Указанным Федеральным законом установлены основания для проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также определено, что отдельные вопросы организации проведения проверок (включая основания их проведения) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля могут регулироваться другими федеральными законами.

Таким образом, полагаем, что положения Федерального закона № 294-ФЗ применяются только при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и неприменимы при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении граждан.

На основании изложенного полагаем, что часть 8 статьи 5 Закона № 62-ЗРХ федеральному законодательству не противоречит, поскольку особенности осуществления муниципального земельного контроля (в том числе основания для проведения внеплановых проверок) в отношении граждан федеральным законодателем не определены, следовательно, данный вопрос может быть урегулирован субъектом Российской Федерации. В связи с чем предлагаем протест прокурора Республики Хакасия отклонить.

 

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета       

Республики Хакасия                                                                         П.И. Воронин

Протест прокурора РХ

Председателю Верховного Совета

Республики Хакасия

 

Штыгашеву В.Н.

 

 

ПРОТЕСТ

на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия

от 14.07.2015 № 62-ЗРХ «О порядке осуществления

муниципального земельного контроля

на территории Республики Хакасия»

(в ред. от 12.02.2018)

 

01.07.2015 Верховным Советом республики принят Закон Республики Хакасия «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 14.07.2015 за № 62-ЗРХ и в настоящее время действует в редакции Законов РХ от 12.12.2016 № 93-3PX; от 12.02.2018 № 01-ЗРХ (далее - Закон РХ № 62-ЗРХ).

Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» 2015, № 58; 2016, № 95; на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2018.

По результатам проверки установлено, что отдельные нормы Закона РХ № 62-ЗРХ противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Частью 8 статьи 5 Закона РХ № 62-ЗРХ установлено, что основаниями для проведения внеплановых проверок в отношении граждан являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, данных, указывающих на наличие признаков нарушения обязательных требований;

2) поступившие в орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля, обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах нарушения гражданами обязательных требований, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в отношении граждан.

Между тем, основания для организации проведения органами муниципального земельного контроля внеплановой проверки не могут быть установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Пунктом 31 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017) (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) закреплено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля могут устанавливаться другими федеральными законами.

Таким образом, правом на самостоятельное определение оснований для проведения внеплановой проверки при осуществлении муниципального земельного контроля органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены, поскольку такие основания устанавливаются только федеральным законом.

Основания для проведения органами государственного земельного надзора внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации определены в пункте 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно названной нормы внеплановые проверки проводятся в случаях: 1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ; 2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность; 3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; 4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); 2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); 2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В подпунктах 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ закреплена возможность проведения внеплановой проверки в случае выявления признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, если такие признаки выявлены по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений, а также в случае, если обращения о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан поступили в орган государственного земельного надзора.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

Следовательно, выявление признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также поступление обращений о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан могут являться основанием для проведения внеплановой проверки только в рамках государственного земельного надзора.

Аналогичных перечисленным оснований внеплановой проверки для органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, федеральное законодательство не предусматривает.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ).

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

Рассмотрение указанного акта и принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является обязанностью органа государственного земельного надзора.

Таким образом, федеральное законодательство возможности принятия субъектом РФ актов, регулирующих основания для проведения внеплановой проверки, не предусматривает.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 2 Закона РХ от 10.06.2015 № 47- ЗРХ «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в сфере земельных отношений» (в ред. от 10.10.2016) к полномочиям Верховного Совета РХ в сфере земельных отношений относится принятие законов, регулирующих вопросы установления порядка осуществления органами местного самоуправления в республике муниципального земельного контроля.

Однако, в силу вышеприведенных федеральных норм к понятию порядка осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля основания для проведения внеплановой проверки отнесены быть не могут.

Изложенная позиция подтверждена судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 № 41-АПГ16-9).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

П Р Е Д Л А Г А Ю:

 

1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением части 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14.07.2015 № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия» (в ред. от 12.02.2018) в соответствие с требованиями федерального законодательства.

2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

 

И.о. прокурора республики                                                     Б.А. Крылов

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 07.03.2018 № 44-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5

Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ

«О порядке осуществления муниципального земельного контроля

на территории Республики Хакасия»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

07 марта 2018 года

 

№ 44-п