Skip to main content

Президиум

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»

Саражаков Михаил Алексеевич

председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям

Материалы по рассматриваемому вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


 
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года

№ 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»
 

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия  от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия  от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ ___________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе

в Республике Хакасия»

 


 
Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 21 февраля 2018 года № 22-17-2018 на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»,

Верховный Совет Республики Хакасия
 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия» отклонить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

Пояснительная записка

к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года

№ 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»


 

В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (далее – Закон № 39-ЗРХ), согласно которому отдельные положения  Закона № 39-ЗРХ противоречат федеральному законодательству.

В протесте прокурора Республики Хакасия указано, что абзац 1 пункта 7 приложения 4 к Закону № 39-ЗРХ противоречит части 3 статьи 281 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), а пункт 6 содержат коррупциогенные факторы, влекущие нарушение прав граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Общие принципы организации и деятельности системы подготовки высококвалифицированных кадров для муниципальной службы на договорной основе установлены статьей 281 Федерального закона.

Заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В Законе № 39-ЗРХ реализован принцип единства требований к подготовке кадров для муниципальной и государственной службы Российской Федерации, установленный пунктом 3 статьи 5 Федерального закона, посредством определения порядка заключения договора о целевом обучении между органом местного самоуправления и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения муниципальной службы с учетом порядка заключения договора о целевом обучении, установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении», и порядка заключения договора о целевом обучении, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 апреля 2011 года № 180 «О порядке заключения договора о целевом обучении между государственным органом Республики Хакасия и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Республики Хакасия».

Таким образом, регламентация Порядка заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в Республике Хакасия (далее – Порядок заключения договора о целевом обучении) представляет собой полную аналогию соответствующего механизма правового регулирования, действующего в отношении федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № 2067-О указано, что установленное Федеральным законом правовое регулирование, согласно которому правомочие по установлению порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы предоставлено представительному органу муниципального образования (часть 2 статьи 17 Федерального закона), не может расцениваться как нарушающее равный доступ граждан к муниципальной службе.

Поскольку в соответствии с абзацем первым пункта 7 Порядка заключения договора о целевом обучении конкурсная комиссия проводит заседание и принимает решение о заключении договора о целевом обучении в том же порядке, который установлен муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, установленное Законом № 39-ЗРХ правовое регулирование организации подготовки кадров для муниципальной службы в Республике Хакасия принцип равного доступа граждан к муниципальной службе также не нарушает.

Положений Порядка заключения договора о целевом обучении следует, что проведение конкурса (то есть, непосредственно процедуры отбора и оценки претендентов в соответствии с решением конкурсной комиссии) начинается со дня опубликования информации о проведении конкурса (не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса) и заканчивается извещением граждан, участвовавших в конкурсе, о его результатах (в течение месяца со дня его завершения), а заседание конкурсной комиссии проводится в ту дату, которая указана в публикуемой информации о проведении конкурса как дата его проведения.

Таким образом, установленное приложением 4 к Закону № 39-ЗРХ регулирование не лишает граждан возможности быть осведомленными о сроках принятия решения о заключении договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы.

Пунктом 4 приложения 4 к Закону № 39-ЗРХ установлено, что в публикуемой органом местного самоуправления информации о проведении конкурса указываются, в том числе дата, место и порядок проведения конкурса.

Дифференциация муниципальных образований и классификация должностей муниципальной службы не могут не учитываться при решении организационных вопросов подготовки кадров для муниципальной службы. Из этого следует, что методика проведения конкурсных процедур не может не учитывать характер и специфику деятельности муниципальной службы в каждом конкретном муниципальном образовании и органе местного самоуправления. Выбор методов оценки претендентов должен осуществляться исходя из групп должностей муниципальной службы и иных значимых характеристик должностей муниципальной службы (специализация профессиональной деятельности по конкретной должности, должностные обязанности). В связи с чем, выбор конкретных методов оценки претендентов возможен только на муниципальном уровне, исходя из конкретной кадровой ситуации и принимая во внимание специфические особенности муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что абзац 1 пункта 7 приложения 4 к Закону № 39-ЗРХ не противоречит части 3 статьи 281 Федерального закона, а в пункте 6 коррупциогенные факторы отсутствуют, в связи с чем протест прокурора Республики Хакасия необходимо отклонить.

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     М.А. Саражаков

Председателю Верховного Совета

Республики Хакасия

 

Штыгашеву В.Н.

 

ПРОТЕСТ

на Закон Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-3PX

«О муниципальной службе в Республике Хлкасия»

(в ред. от 20.12.2017), в части

 

22.06.2007 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 06.07.2007 за № 39-3PX и действует в редакции Законов Республики Хакасия от 01.11.2007 № 72-ЗРХ, от 07.05.2008 № 18-ЗРХ, от 30.06.2008 № 37-3PX, от 27.01.2009 № 06-ЗРХ, от 16.11.2009 № 118-ЗРХ, от 09.07.2010 № 65-ЗРХ, от 01.10.2010 № 89-ЗРХ, от 01.07.2011 № 62-ЗРХ, от 02.12.2011 № 112-ЗРХ, от 29.12.2011 № 141-ЗРХ, от 24.02.2012 № 05-ЗРХ, от 09.06.2012 № 43-3PX, от 13.11.2012 № 104-ЗРХ, от 03.06.2013 № 38-ЗРХ, от 16.12.2013 № 106-ЗРХ, от 26.12.2013 № 134-3PX, от 10.06.2014 № 49-ЗРХ, от 10.06.2014 № 50-ЗРХ, от 08.04.2015 № 27-ЗРХ, от 14.07.2015 № 63-3PX, от 14.07.2015 № 71-ЗРХ, от 09.03.2016 № 16-ЗРХ, от 06.06.2016 № 44-ЗРХ, от 12.12.2016 № 104-ЗРХ, от 03.10.2017 № 60-ЗРХ, от 07.11.2017 № 77-ЗРХ, от 20.12.2017 № 96-ЗРХ (далее - Закон РХ).

Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» 2007, № 49, № 67; 2008, № 26, № 42; 2009, № 5, № 86; 2010, № 55, № 72; 2011, № 61, № 110, № 123; 2012, № 21, № 51, № 95; 2013, № 32, № 80, № 87; 2014, № 37; 2015, № 21, № 58; 2016, № 20, № 44, № 95; 2017, № 64, № 76, № 90.

По результатам проверки установлено, что отдельные положения Закона РХ противоречат федеральному законодательству, содержат коррупциогенные факторы.

Так, частью 2 статьи 14 Закона РХ установлено, что в целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и с учетом положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и настоящего Закона.

Заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном в приложении 4 к настоящему Закону.

Пунктом 2 приложения 4 к Закону РХ определена категория граждан, имеющих право участвовать в конкурсе.

В соответствии с пунктами 3, 4 приложения 4 к Закону РХ конкурс объявляется органом местного самоуправления и проводится конкурсной комиссией, образуемой органом местного самоуправления в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Информация о проведении конкурса публикуется органом местного самоуправления в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса.

Пунктом 5 приложения 4 к Закону РХ определены документы, представляемые претендентами для участия в конкурсе.

Вместе с тем в абзаце 1 пункта 7 приложения 4 к Закону РХ указано, что конкурсная комиссия проводит заседание и принимает решение о заключении договора о целевом обучении в порядке, установленном муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, что противоречит части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2017), согласно которой заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Иное не будет способствовать единообразию процедуры заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином, гарантировать равенство прав граждан, желающих заключить договор о целевом обучении, во всех муниципальных образованиях, находящихся на территории Республики Хакасия.

На основании пункта 6 приложения 4 к Закону РХ конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, а также по результатам конкурсных процедур. Конкурсные процедуры по решению органа местного самоуправления могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяет орган местного самоуправления.

Однако в приведенной норме регионального закона не определен срок, в течение которого конкурсная комиссия оценивает претендентов на заключение договора о целевом обучении, а также срок либо периодичность заседания конкурсной комиссии, а, следовательно, и срок принятия ею решения.

Такое положение лишает граждан возможности быть осведомленными о сроках принятия в конечном итоге решения о заключении договора о целевом обучении, а должностным лицам, в том числе обеспечивающим деятельность конкурсной комиссии, не позволяет определенно и единообразно толковать и применять указанную норму.

Кроме того, пункт 6 приложения 4 к Закону РХ указывает лишь на возможные виды проводимых конкурсных процедур (индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки) без каких-либо критериев оценки, на основании которых конкурсная комиссия принимает решение о заключении договора о целевом обучении. Отсутствие единообразных критериев в приложении 4 к Закону РХ не гарантирует равенства граждан при прохождении конкурсных процедур, связанных с заключением договора о целевом обучении, во всех муниципальных образованиях, находящихся на территории Республики Хакасия.

Отсутствие четко определенных сроков либо периодичности заседания конкурсной комиссии, а, соответственно, и принятия ею необходимого решения по итогам конкурса, а также отсутствие критериев оценки претендентов на заключение договора о целевом обучении в приложении 4 к Закону РХ свидетельствует о наличии в пункте 6 приложения 4 к Закону РХ коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017).

Указанные коррупциогенные факторы в качестве негативных последствий влекут нарушение прав граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П, от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой, нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

П Р Е Д Л А Г А Ю:

 

1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-3PX «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (в ред. от 20.12.2017) в соответствие с требованиями федерального законодательства.

2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

 

И.о. прокурора республики                                                   Б.А. Крылов

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года

№ 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»
 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия  от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

07 марта 2018 года

 

№ 45-п