Президиумы

Повестка дня: 07 марта 2018 года, 09:30

Вопрос № 3

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»

Докладывает: Саражаков Михаил Алексеевич председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Проект постановления Президиума ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


 
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года

№ 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»
 

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия  от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия  от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ ___________

Проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе

в Республике Хакасия»

 


 
Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 21 февраля 2018 года № 22-17-2018 на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»,

Верховный Совет Республики Хакасия
 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия» отклонить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года

№ 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»


 

В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (далее – Закон № 39-ЗРХ), согласно которому отдельные положения  Закона № 39-ЗРХ противоречат федеральному законодательству.

В протесте прокурора Республики Хакасия указано, что абзац 1 пункта 7 приложения 4 к Закону № 39-ЗРХ противоречит части 3 статьи 281 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), а пункт 6 содержат коррупциогенные факторы, влекущие нарушение прав граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Общие принципы организации и деятельности системы подготовки высококвалифицированных кадров для муниципальной службы на договорной основе установлены статьей 281 Федерального закона.

Заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В Законе № 39-ЗРХ реализован принцип единства требований к подготовке кадров для муниципальной и государственной службы Российской Федерации, установленный пунктом 3 статьи 5 Федерального закона, посредством определения порядка заключения договора о целевом обучении между органом местного самоуправления и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения муниципальной службы с учетом порядка заключения договора о целевом обучении, установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении», и порядка заключения договора о целевом обучении, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 апреля 2011 года № 180 «О порядке заключения договора о целевом обучении между государственным органом Республики Хакасия и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Республики Хакасия».

Таким образом, регламентация Порядка заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в Республике Хакасия (далее – Порядок заключения договора о целевом обучении) представляет собой полную аналогию соответствующего механизма правового регулирования, действующего в отношении федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № 2067-О указано, что установленное Федеральным законом правовое регулирование, согласно которому правомочие по установлению порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы предоставлено представительному органу муниципального образования (часть 2 статьи 17 Федерального закона), не может расцениваться как нарушающее равный доступ граждан к муниципальной службе.

Поскольку в соответствии с абзацем первым пункта 7 Порядка заключения договора о целевом обучении конкурсная комиссия проводит заседание и принимает решение о заключении договора о целевом обучении в том же порядке, который установлен муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, установленное Законом № 39-ЗРХ правовое регулирование организации подготовки кадров для муниципальной службы в Республике Хакасия принцип равного доступа граждан к муниципальной службе также не нарушает.

Положений Порядка заключения договора о целевом обучении следует, что проведение конкурса (то есть, непосредственно процедуры отбора и оценки претендентов в соответствии с решением конкурсной комиссии) начинается со дня опубликования информации о проведении конкурса (не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса) и заканчивается извещением граждан, участвовавших в конкурсе, о его результатах (в течение месяца со дня его завершения), а заседание конкурсной комиссии проводится в ту дату, которая указана в публикуемой информации о проведении конкурса как дата его проведения.

Таким образом, установленное приложением 4 к Закону № 39-ЗРХ регулирование не лишает граждан возможности быть осведомленными о сроках принятия решения о заключении договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы.

Пунктом 4 приложения 4 к Закону № 39-ЗРХ установлено, что в публикуемой органом местного самоуправления информации о проведении конкурса указываются, в том числе дата, место и порядок проведения конкурса.

Дифференциация муниципальных образований и классификация должностей муниципальной службы не могут не учитываться при решении организационных вопросов подготовки кадров для муниципальной службы. Из этого следует, что методика проведения конкурсных процедур не может не учитывать характер и специфику деятельности муниципальной службы в каждом конкретном муниципальном образовании и органе местного самоуправления. Выбор методов оценки претендентов должен осуществляться исходя из групп должностей муниципальной службы и иных значимых характеристик должностей муниципальной службы (специализация профессиональной деятельности по конкретной должности, должностные обязанности). В связи с чем, выбор конкретных методов оценки претендентов возможен только на муниципальном уровне, исходя из конкретной кадровой ситуации и принимая во внимание специфические особенности муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что абзац 1 пункта 7 приложения 4 к Закону № 39-ЗРХ не противоречит части 3 статьи 281 Федерального закона, а в пункте 6 коррупциогенные факторы отсутствуют, в связи с чем протест прокурора Республики Хакасия необходимо отклонить.

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     М.А. Саражаков

Протест прокурора РХ

Председателю Верховного Совета

Республики Хакасия

 

Штыгашеву В.Н.

 

ПРОТЕСТ

на Закон Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-3PX

«О муниципальной службе в Республике Хлкасия»

(в ред. от 20.12.2017), в части

 

22.06.2007 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 06.07.2007 за № 39-3PX и действует в редакции Законов Республики Хакасия от 01.11.2007 № 72-ЗРХ, от 07.05.2008 № 18-ЗРХ, от 30.06.2008 № 37-3PX, от 27.01.2009 № 06-ЗРХ, от 16.11.2009 № 118-ЗРХ, от 09.07.2010 № 65-ЗРХ, от 01.10.2010 № 89-ЗРХ, от 01.07.2011 № 62-ЗРХ, от 02.12.2011 № 112-ЗРХ, от 29.12.2011 № 141-ЗРХ, от 24.02.2012 № 05-ЗРХ, от 09.06.2012 № 43-3PX, от 13.11.2012 № 104-ЗРХ, от 03.06.2013 № 38-ЗРХ, от 16.12.2013 № 106-ЗРХ, от 26.12.2013 № 134-3PX, от 10.06.2014 № 49-ЗРХ, от 10.06.2014 № 50-ЗРХ, от 08.04.2015 № 27-ЗРХ, от 14.07.2015 № 63-3PX, от 14.07.2015 № 71-ЗРХ, от 09.03.2016 № 16-ЗРХ, от 06.06.2016 № 44-ЗРХ, от 12.12.2016 № 104-ЗРХ, от 03.10.2017 № 60-ЗРХ, от 07.11.2017 № 77-ЗРХ, от 20.12.2017 № 96-ЗРХ (далее - Закон РХ).

Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» 2007, № 49, № 67; 2008, № 26, № 42; 2009, № 5, № 86; 2010, № 55, № 72; 2011, № 61, № 110, № 123; 2012, № 21, № 51, № 95; 2013, № 32, № 80, № 87; 2014, № 37; 2015, № 21, № 58; 2016, № 20, № 44, № 95; 2017, № 64, № 76, № 90.

По результатам проверки установлено, что отдельные положения Закона РХ противоречат федеральному законодательству, содержат коррупциогенные факторы.

Так, частью 2 статьи 14 Закона РХ установлено, что в целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и с учетом положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и настоящего Закона.

Заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном в приложении 4 к настоящему Закону.

Пунктом 2 приложения 4 к Закону РХ определена категория граждан, имеющих право участвовать в конкурсе.

В соответствии с пунктами 3, 4 приложения 4 к Закону РХ конкурс объявляется органом местного самоуправления и проводится конкурсной комиссией, образуемой органом местного самоуправления в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Информация о проведении конкурса публикуется органом местного самоуправления в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса.

Пунктом 5 приложения 4 к Закону РХ определены документы, представляемые претендентами для участия в конкурсе.

Вместе с тем в абзаце 1 пункта 7 приложения 4 к Закону РХ указано, что конкурсная комиссия проводит заседание и принимает решение о заключении договора о целевом обучении в порядке, установленном муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, для проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, что противоречит части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2017), согласно которой заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Иное не будет способствовать единообразию процедуры заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы между органом местного самоуправления и гражданином, гарантировать равенство прав граждан, желающих заключить договор о целевом обучении, во всех муниципальных образованиях, находящихся на территории Республики Хакасия.

На основании пункта 6 приложения 4 к Закону РХ конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, а также по результатам конкурсных процедур. Конкурсные процедуры по решению органа местного самоуправления могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяет орган местного самоуправления.

Однако в приведенной норме регионального закона не определен срок, в течение которого конкурсная комиссия оценивает претендентов на заключение договора о целевом обучении, а также срок либо периодичность заседания конкурсной комиссии, а, следовательно, и срок принятия ею решения.

Такое положение лишает граждан возможности быть осведомленными о сроках принятия в конечном итоге решения о заключении договора о целевом обучении, а должностным лицам, в том числе обеспечивающим деятельность конкурсной комиссии, не позволяет определенно и единообразно толковать и применять указанную норму.

Кроме того, пункт 6 приложения 4 к Закону РХ указывает лишь на возможные виды проводимых конкурсных процедур (индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки) без каких-либо критериев оценки, на основании которых конкурсная комиссия принимает решение о заключении договора о целевом обучении. Отсутствие единообразных критериев в приложении 4 к Закону РХ не гарантирует равенства граждан при прохождении конкурсных процедур, связанных с заключением договора о целевом обучении, во всех муниципальных образованиях, находящихся на территории Республики Хакасия.

Отсутствие четко определенных сроков либо периодичности заседания конкурсной комиссии, а, соответственно, и принятия ею необходимого решения по итогам конкурса, а также отсутствие критериев оценки претендентов на заключение договора о целевом обучении в приложении 4 к Закону РХ свидетельствует о наличии в пункте 6 приложения 4 к Закону РХ коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017).

Указанные коррупциогенные факторы в качестве негативных последствий влекут нарушение прав граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П, от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой, нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

П Р Е Д Л А Г А Ю:

 

1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-3PX «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (в ред. от 20.12.2017) в соответствие с требованиями федерального законодательства.

2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

 

И.о. прокурора республики                                                   Б.А. Крылов

 

 

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 07.03.2018 № 45-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года

№ 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»
 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия  от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике  Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

07 марта 2018 года

 

№ 45-п