Новости и события

Верховный Совет доработал проект федерального закона об увеличении ставки на налог на добычу полезных ископаемых

Ранее, в феврале этого года на 25-й сессии Верховный Совет уже принимал постановление и направлял проект федерального закона по внесению изменений в статью 342 Налогового кодекса РФ в Правительство РФ для дачи заключения. Законопроектом предлагалось повысить ставку на налог на добычу полезных ископаемых увеличить в 20 раз, с 24 рублей до 480 рублей за 1 тонну добытого открытым способом угля, за исключением антрацита, бурого и коксующегося угля. 

Законопроект получил отрицательное заключение Правительства РФ по причине внесения изменений в структурную единицу, имеющую другой предмет правового регулирования. Таким образом, установление налоговой ставки по НДПИ в отношении угля с учетом способа его добычи противоречит пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке в зависимости от вида добытого полезного ископаемого. 

«Налоговый кодекс не предусматривает установление налоговой ставки в зависимости от способа добычи. Мы пришли к выводу, что этот пробел необходимо устранить, и предлагаем отменить постановление, на которое получено отрицательное заключение и выйти с новым предложением. Будем вносить изменения уже не в одну статью - 342, а еще и в статью 337, где предлагается способы добычи разделить, - отметил первый заместитель Председателя Верховного Совета Хакасии Юрий Шпигальских. - В отношении предлагаемой законопроектом налоговой ставки по НДПИ в отношении угля не будут применяться коэффициент-дефлятор и коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, в соответствии с пунктами 2 и 2 статьи 342 Кодекса соответственно. Мы это пробел тоже предлагаем устранить в новой редакции. Делаем акцент, что мы не меняем коэффициенты. Они применимы в том числе для этого вида добычи». 

Верховным Советом был подготовлен новый законопроект, которым предлагается установить ставки на налог на добычу полезных ископаемых в зависимости от способа его добычи - подземного или открытого способа, который значительно экономичнее и безопаснее первого. В статье 337 НК РФ предложено разбить добытое полезное ископаемое «уголь» на «уголь, добываемый подземным способом» и «уголь, добываемый открытым способом».

В статье 342 НК РФ, касающейся ставки на налог на добычу полезных ископаемых, в отношении угля, добытого подземным способом, предлагается зафиксировать ставку в размере 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. 

На уголь, добытый открытым способом, предложено установить налоговую ставку в размере 480 рублей за тонну угля (за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого).  20-кратное увеличение ставки обосновывается тем, что ставки по НДПИ не менялись с 2012 года. 

Кроме того, поступления угольных компаний в бюджет по налогу на прибыль в Республике Хакасия к 2020 году упали на треть, тогда как  добыча угля выросла в 2 раза. 

В 2012 году доходы угледобывающих предприятий превышали 2,1 млрд рублей (в том числе налог на прибыль – 1,6 млрд рублей), их доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Хакасии составляла 13,6 процента. В 2019 году платежи отрасли составили 1,9 млрд рублей, их доля снизилась до 7,6 процента. В 2020 году ситуация еще более усугубилась: платежи отрасли снизились до 1,4 млрд рублей (в том числе налог на прибыль – 0,2 млрд рублей). Доля отрасли в формировании налоговых доходов бюджета региона по сравнению с 2012 годом  снизилась более чем в 2 раза – до 6,2 процента.

Члены Президиума считают, что будет справедливо минимизировать зависимость доходов субъектов Российской Федерации от платежей налога на прибыль угледобывающих организаций. Регионы должны получать доходы в прямой зависимости от фактической добычи полезных ископаемых.
«В пояснительной записке мы делаем акцент на том, что угольная отрасль, которая должна быть локомотивом российской экономики и экономики Хакасии, дает очень небольшую налоговую отдачу. Ожидаемого налога на прибыль мы не получаем, а НДПИ слишком занижен. 24 рубля с тонны не соответствуют нагрузкам, которые мы получаем от работы угольных предприятий в Хакасии. От открытого способа страдает экология, экономика. В результате изъятия земель мы никакую другую хозяйственную деятельность не можем проводить», - добавил Юрий Шпигальских.

 

 

 

 

 

30 июня 2021 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия