Cессий

13-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 11

О примерном плане проведения «правительственного часа» на тему «О состоянии и об организации онкологической помощи населению Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития» на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва

Докладывает: Труфанова Елена Алексеевна исполняющий обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

Об информации Правительства Республики Хакасия

о состоянии и об организации онкологической помощи населению

Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития

 

Заслушав информацию исполняющей обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия Труфановой Е.А. о состоянии и об организации онкологической помощи населению Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития («правительственный час»),

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Информацию исполняющей обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия Труфановой Е.А. о состоянии и об организации онкологической помощи населению Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития принять к сведению.

2. В целях повышения доступности населению Республики Хакасия онкологической помощи рекомендовать Правительству Республики Хакасия:

1) с целью создания диагностического отделения на базе ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер»:

обеспечить выделение в 2015 году из республиканского бюджета Республики Хакасия 28 млн. рублей на реконструкцию хозяйственного блока;

обеспечить приобретение современного диагностического оборудования;

2) обеспечить выделение из республиканского бюджета Республики Хакасия 30 млн. рублей на проведение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации на строительство радиологического отделения ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» и произвести указанные мероприятия в первом полугодии 2015 года;

3) обеспечить выделение дополнительных штатных единиц для проведения в ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» иммуногистохимических исследований;

4) обеспечить приобретение в 2015 году аппарата для проведения в ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» иммуногистохимических исследований стоимостью 3 млн. рублей;

5) обеспечить приобретение в 2015 году передвижного маммографа стоимостью 12, 5 млн. рублей;

6) провести мероприятия и обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложением о создании в Республике Хакасия межтерриториального центра по оказанию онкологической помощи населению Республики Хакасия, юга Красноярского края и Республики Тыва;

7) поручить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия предусмотреть выделение достаточного объёма средств на проведение диагностических методик, выполняемых как в ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер», так и в других медицинских организациях по договорам с ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер».

3. Поручить комитету Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике:

1) подготовить обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу придания ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер» статуса межтерриториального центра по оказанию онкологической помощи населению Республики Хакасия, юга Красноярского края и Республики Тыва;

2) разработать проект закона Республики Хакасия о внесении изменений в Закон Республики Хакасия от 02 декабря 2011 года № 117-ЗРХ «О мерах социальной поддержки медицинских работников и лиц, обучающихся на основании договора о целевом обучении для последующего трудоустройства в медицинские организации государственной системы здравоохранения Республики Хакасия», которым предусмотреть предоставление мер социальной поддержки немедицинским работникам, работающим в радиологическом отделении ГБУЗ РХ «Республиканский клинический онкологический диспансер».

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике.

5. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике проинформировать Верховный Совет Республики Хакасия о реализации настоящего Постановления в декабре 2015 года.

6. Направить настоящее Постановление Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия.

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

10 декабря 2014 года

 № 564-13

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 26.11.2014 № 334-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О примерном плане проведения «правительственного часа» на тему

«О состоянии и об организации онкологической помощи населению

Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития»

на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Хакасия

шестого созыва

 

Рассмотрев примерный план проведения «правительственного часа» на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва, сформированный комиссией Верховного Совета Республики Хакасия по Регламенту, в соответствии со статьёй 1073 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Провести на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва «правительственный час» на тему «О состоянии и об организации онкологической помощи населению Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития».

2. Утвердить примерный план проведения «правительственного часа» на тему «О состоянии и об организации онкологической помощи населению Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития» на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва согласно приложению.

3. Направить настоящее Постановление Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для определения должностных лиц, ответственных за подготовку вопросов, предлагаемых к рассмотрению на «правительственном часе», и подготовки информации по указанным вопросам в письменном виде.

4. Назначить ответственным за подготовку и проведение «правительственного часа» комитет Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике (В.Ф. Костюш).

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                 В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

26 ноября 2014 года

 

334-п

 

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от 26 ноября 2014 года

 

334-п

 

 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

проведения «правительственного часа» на тему

«О состоянии и об организации онкологической помощи населению

Республики Хакасия и о перспективах её дальнейшего развития»

на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Хакасия

шестого созыва

 

№ п/п

Вопросы, предлагаемые к рассмотрению

на «правительственном часе»

Комитет (комиссия)

Верховного Совета

Республики Хакасия,

ответственный за подготовку и проведение «правительственного часа»

1.

О темпах роста заболеваемости онкологическими заболеваниями в Республике Хакасия

Комитет

Верховного Совета Республики Хакасия

по здравоохранению и социальной политике

2.

Об объёмах оказанной онкологической помощи жителям Республики Хакасия за её пределами и об объёмах оказанной онкологической помощи жителям других субъектов Российской Федерации в ГБУЗ РХ «Клинический онкологический диспансер»

3.

О диагностике, профилактике и лечении онкологических больных в Республике Хакасия

4.

О состоянии материально-технической базы ГБУЗ РХ «Клинический онкологический диспансер» и её развитии (реконструкция диагностического корпуса, укомплектование современным оборудованием)

5.

О комплектовании медицинскими кадрами узкой специальности для качественного обслуживания и лечения онкологических больных

6.

Об объёме иммуногистохимических исследований, проводимых в медицинских организациях Республики Хакасия

7.

О перспективах дальнейшего развития онкологической помощи населению Республики Хакасия

 

 

Информация Министерства здравоохранения Республики Хакасия

Председателю Верховного

Совета Республики Хакасия

 

В.Н. Штыгашеву

 

 

 

 

 

 

Уважаемый Владимир Николаевич!

 

Министерство здравоохранения Республики Хакасия в рамках проведения Правительственного часа на заседании Верховного Совета Республики Хакасия направляет информацию о состоянии и об организации онкологической помощи населению Республики Хакасия.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации ежегодно от злокачественных новообразований умирает более 285тыс. человек, это 13,8% от всех летальных исходов. Сохраняется тенденция роста заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них: ежегодный прирост показателя смертности за последние 10 лет колеблется в пределах 1,6%, прирост показателя заболеваемости за последнее 10-летие достиг 14,3%.

Среди впервые выявленных онкозаболеваний 60% случаев выявляются на поздних стадиях, что снижает выживаемость пациентов. Очень большой процент инвалидизации от онкологических заболеваний, около 40% из них - в трудоспособном возрасте.

            Первичная заболеваемость злокачественными новообразованиями по Республике Хакасия за последние четыре года выросла на 29,1%, а за последнее десятилетие выросла на  40% и составила 404,8 на 100 тысяч населения (за счет ЗНО трахеи, бронхов и легкого увеличились на 32,6%, ЗНО молочной железы увеличились на 13,5%, злокачественные новообразования предстательной железы на 111,3 %).

В Республике Хакасия показатель первичной заболеваемости в 2013 г. составил 367,6 на 100 тыс. населения, что на 1,6% ниже уровня по РФ (2013 г. - 373,8 на 100 тыс. нас.) и на 4% ниже уровня по СФО (2013 г. -383,2 на 100 тыс. нас).

На 1 и 2 стадиях выявили 42,9% (РФ- 50%; СФО -43%), что на 12,9% ниже уровня по РФ.

            При профилактических осмотрах 1 и 2 стадии ЗНО по РХ выявлено 9,4% больных (РФ- 12,1%; СФО – 10,5%), что на 22,3% ниже показателя по РФ и на 10,4% ниже уровня по СФО.

            Из числа выявленных активно 1 и 2 стадий визуальную локализацию имели по РХ 32,8% (РФ – 45,2%; СФО – 40,5%), что на 27,4% ниже РФ и на 19% ниже СФО.

            Удельный вес выявленных ЗНО в запущенных стадиях (3 и 4) по РХ – 48,3% (РФ- 42,2%; СФО- 43,5%), что на 14,4% выше показателя по РФ  и на 11% выше уровня по СФО.

            Летальность на первом году по РХ в 2013 г. - 33,6% (РФ- 25,3%; СФО- 27,6%), что на 32,8% выше, чем по РФ и на 21,7% выше чем по СФО.

Показатель числа больных, которым диагноз ЗНО установлен посмертно  (при вскрытии) по РХ в 2013г. составил 7,3 на 100 больных с впервые установленным диагнозом, что на 87% выше показателя по РФ -3,9.

Таким образом по РХ:

1. низкая выявляемость ЗНО, на ранних 1 и 2 стадиях (ниже РФ на 22,3%);

2. высокий удельный вес больных, выявленных на поздних стадиях (выше РФ на 14,4%);

3. высокая одногодичная летальность (выше РФ на 32,8%);

4. показатель посмертной диагностики почти в 2 раза выше, чем по РФ.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости улучшении диагностической службы.

            На обслуживаемой территории проживает 533.430 человек из них 283.764 – женщин и 249.666 – мужчин.

На конец 2013 года состоит на диспансерном учете 8318 больных (2012-7887; 2011-7364), это - 1,6% от населения РХ (в 2012 -1,5%, 2011-1,4%).

Пятилетняя выживаемость больных увеличилась на 5% и составила 47,6%.

Женщины болеют чаще, чем мужчины (54,0% против 46,0%).

На 1 месте – рак молочной железы; мужчины – рак легкого. Максимальное число заболеваний приходится на пациентов предпенсионный, пенсионный и старшепенсионный возраст.

Смертность населения РХ от злокачественных новообразований в 2013 году составила 199,3 на 100 000 населения (2012 - 198.6; 2011 – 190,3; 2010 – 182,1; 2009 – 182,0) (по РФ-202,5).

Смертность от ЗНО лиц, состоящих на «Д» учете 174.9 на 100.000 населения.

В структуре смертности на I месте ЗНО легкого; на П месте – ЗНО желудка; на

Ш месте – ЗНО молочной железы.

Из всех умерших от ЗНО мужчин – 52,1%; женщин – 47,9%.

На 1 месте – рак молочной железы; мужчины – рак легкого.

Смертность в трудоспособном возрасте за последние 5 лет увеличилась на 28% (91,9 на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте).

            Смертность от новообразований за 10 мес.2014г. составила 175,4 на 100 тыс. нас., что 0,7% ниже аналогичного уровня 2013 г. (176,7),  прогнозный показатель на 2014 г. составил 210,5, что на 8,7% выше целевого значения по «Дорожной карте» (193,6).

Смертность от ЗНО желудка по РХ 15,4 на 100 тыс. нас., высокие показатели: в Абакане -17,5, Абазе -24,4, Сорске-17,2, Бейском р. 26,4, Боградском р. -19,7, Орджоникидзевском р. -32,9, Таштыпском р. -18,7, Ширинском р. 18,0.

Смертность от ЗНО ободочной кишки по РХ 6,9, высокие показатели отмечены : в Абакане -8,7, Черногорске -8,0, Саяногорске -9,7, Сорске -8,6, Бейском р. -15,8.

Смертность от ЗНО трахеи, бронхов по РХ 37,9, высокие показатели отмечены: в Абазе -48,9, Алтайском р. -46,4,Сорске-43,1, Бейском р. -58,0, Орджоникидзевском р. -57,5, У-Абаканском р. -51,5, Ширинском р. -50,3

Смертность от ЗНО молочной железы, бронхов по РХ 9,6, высокие показатели отмечены: в Абакане -14,6, , Саяногорске-11,3,  Бейском р. -10,5, Орджоникидзевском р. -16,4, Таштыпском р. -18,7.

СТРУКТУРА

На территории РХ онкологическая служба представлена ГБУЗ РХ «Клиническим онкологическим диспансером», осуществляющем оказание специализированной медицинской помощи населению республики и юга Красноярского края; в городских поликлиниках Абакана, Черногорска, Саяногорска функционируют онкологические кабинеты с подготовленными онкологами. В районах республики имеется 17 смотровых кабинетов.

Онкологический диспансер представлен амбулаторно-поликлинической службой на 150 посещений в смену и стационарным отделением на 117 коек (торако-абдоминальное отделение на 39 коек с палатой интенсивной терапии и реанимации на 6 коек, отделение общей онкологии на 39 коек, отделение химиотерапии на 29 коек круглосуточного стационара и 10 коек дневного стационара).

Средняя продолжительность пребывания больного на онкологической койке составила 11 дней (по РФ в 2012 – 11,2 дня). При этом среднее число дней занятости онкологической койки составило 340 (для РФ -347,2).

            В Республике Хакасия работает 21 врач – онколог, из них 1 – детский онколог.

            Укомплектованность составляет 74,3.

            Коэффициент совместительства 1,4.

            В 2013 году прибыли: 1 врач-онколог по программе «Земский доктор» в Ширинскую районную больницу, 2 врача-онколога в ГБУЗ РХ «Клинический онкологический диспансер».

            В 2014 году прибыло 2 врача – онколога в ГБУЗ РХ «Клинический онкологический диспансер» после окончания интернатуры.

За последние 3 года внедрены и развиваются малоинвазивные диагностические технологии (диагностические пункции в 2011 – 820, 2013 более 1500), внедрено выполнение трепан-биопсии опухолей наружной локализации, а также трепанбиопсия опухолей печени под контролем УЗИ; выполняются иммуногистохимические исследования опухолей, а их количество и разнообразие определения маркеров увеличивается от месяца к месяцу. Повсеместно проводится забор крови для определения онкомаркеров в первичной диагностике опухолей, а также при динамическом контроле.

ГБУЗ РХ «РКОД» является единственной государственной медицинской организацией на территории РХ, где осуществляются ИГХ исследования. За 2013 год выполнено – 2002 исследования, в 2014 году общее количество исследований по расчету превысит 2500 исследований. В соответствии с современными стандартами выбора терапии при лимфопролиферативных изменениях необходимо выполнение ИГХ исследований в 100% случаях, на сегодня в условиях РХ возможно выполнение лишь около 20% от требуемого объема. Более 90 % пациентов с опухолями мягких тканей и метастазами без первично выявленного очага направляется для проведения ИГХ исследований в соседний регион. Причина - отсутствие дополнительного кадрового обеспечения и площадей для установки дополнительного современного оборудования. 

С 2013 году введены в практику эндоскопические методы ультрасонографии, позволяющие на дооперационном этапе определить глубину поражения полого органа, что позволяет правильно выбрать адекватный объем хирургического вмешательства. В диагностически сложных случаях выполняется интраоперационное УЗИ исследование паренхиматозных органов брюшной полости, позволяющее уточнить локализацию ЗНО на ранних стадиях.

Начиная с 2012 в хирургической практике все чаще выполняются реконструктивно-пластические вмешательства, в том числе операции при ЗНО молочной железы с одномоментной пластикой силиконовыми имплантами, низкие и ультранизкие передние резекции прямой кишки с помощью сшивающих аппаратов.

ёС 2013 года приведена в соответствие система электронной записи на прием к онкологу диспансера, время ожидание консультации в онкодиспансере доведено максимум до 5 дней.

С 2013 года усилена работа кураторов онкологической службы в районах республики, увеличено количество выездов кураторов в районы, что повлияло на улучшение качества оформления медицинской документации и соответствия правилам направления пациентов в онкодиспансер.

            Для выявления рака молочной железы в муниципальных учреждениях здравоохранения организованы и функционируют 11 маммографических кабинетов, благодаря чему увеличился охват обследований женщин в 1,4 раза (на 36%).

            Министерством здравоохранения Республики Хакасия, совместно с ГБУЗ РХ «Клинический онкологический диспансер», был разработан и утвержден порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным, в том числе специализированной помощи.

            ГБУЗ РХ «Клинический онкологический диспансер» совместно ГКУЗ  РХ «Центр медицинской профилактики» выпустил методические рекомендации по ранней диагностике онкологических заболеваний. 

            Для снижения показателей заболеваемости и смертности необходимо достичь следующих целей и задач:

            1. снижения заболеваемости злокачественными новообразованиями (первичная профилактика, раннее выявление и наблюдение групп высокого риска, мониторинг и превентивное лечение предраковых заболеваний;

            2. снижения смертности от злокачественных новообразований, которое возможно достичь при организации оказания специализированной, в том числе и высокотехнологичной, медицинской помощи онкобольным, осуществляемой в полном объеме (хирургический + лучевой + химиотерапия).

На сегодняшний день в Республике Хакасия выполняется только хирургическое и химиотерапевтическое лечение онкологических больных.

Вместе с тем, доказано, что большая часть онкологических больных (70-80%) нуждается в лучевой терапии, как в рамках комбинированного или комплексного лечения, так и виде самостоятельного лечения. При некоторых формах злокачественных новообразований лучевая терапия является единственным методом лечения.

Преимущества проведения лучевой терапии:

  1. альтернатива хирургическому лечению ряда злокачественных заболеваний;
  2. возможность проведения лечения в амбулаторных условиях;
  3. сокращение пребывания пациентов в круглосуточном стационаре;

сокращение расходования средств регионального бюджета на приобретение дорогостоящий препаратов на 15-20%.

            Прирост онкологических пациентов за 10 мес. составил 32%.

46% от общей суммы отпуска лекарственных препаратов составляют онкологические препараты (для сравнения в Томской области от суммы отпущенных препаратов по федеральной программе онкологические препараты составляют 18,5%).

      Количество пациентов, получивших лучевую терапию, по данным за 2012 год составило лишь 42,1 % от закончивших лечение.

Задачи:

 1. обеспечить активный скрининг населения на предмет онкологической патологии, формирование онкологической настороженности у врачей первичного медицинского контакта, профилактика злокачественных образований;

 2. обеспечить выполнение стандартов оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях;

 3. обеспечить организацию всех видов лечения онкопатологии в РХ (консервативная, хирургическая, лучевая, химиотерапия);

 4. обеспечить оборудованием и кадрами в соответствии с порядками;

           5. проработать вопрос поощрения медицинских работников первичного звена с целью увеличения выявляемости злокачественных новообразований по Республике Хакасия;

             6. подготовить концепцию развития лучевой терапии в РХ.

 

 

 

Исполняющая обязанности Министра,

заместитель Министра                                                                            Е.Труфанова

 

 

 

 

 

 

29-50-51