Cессий

11-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 23

О предложении депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

Докладывает: Нежевец Геннадий Григорьевич депутат Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 15.10.2014 № 267-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О предложении депутата Верховного Совета Республики Хакасия

Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке

законодательной инициативы в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации

проекта федерального закона «О внесении изменений

в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О предложении депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О предложении депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Первый заместитель

Председателя

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                            Ю.А. Шпигальских

 

г. Абакан

15 октября 2014 года

 

267-п

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

О предложении депутата Верховного Совета Республики Хакасия

Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке

законодательной инициативы в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации

проекта федерального закона «О внесении изменений

в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

 

Рассмотрев предложение депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»,

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Одобрить предложение депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

2. Поручить комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту и комитету Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку разработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                              В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

29 октября 2014 года

№ 498-11

Сопроводительное письмо

 02 октября 2014 г.

Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия

ШТЫГАШЕВУ В.Н.

 

655017, г. Абакан, ул. Ленина, 67

 

Уважаемый Владимир Николаевич!

 

Руководствуясь статьями 83-85 Закона Республики Хакасия «О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия», вношу предложение об осуществлении Верховным Советом права законодательной инициативы в форме внесения законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», направленных на приведение норм указанного Федерального закона в соответствие со сложившейся системой отношений в этой области и ее безболезненной модернизации, не влекущей прекращение деятельности значительной части предприятий.

Содержание предлагаемых мной изменений и дополнений в форме проекта Федерального закона, а также Пояснительную записку с подробным разъяснением оснований, существа и целей вносимых изменений и дополнений, прилагаю.

Дополнительно сообщаю, что 23 сентября 2014 года Алтайское краевое Законодательное Собрание внесло в Государственную Думу Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Однако указанным законопроектом, в отличие от прилагаемого варианта, решается лишь некоторая часть проблемных вопросов.

 

 


Депутат                                                                      Г.Г. НЕЖЕВЕЦ

Проект федерального закона

Вносится Верховным Советом

Республики Хакасия

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ»

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» («Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50, ст. 7358) следующие изменения:

В статье 21:

в части 3 пункт 4 дополнить словами «, - за исключением случаев, когда централизованные сети и очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, обладают технической возможностью для приема, транспортировки и очистки сточных вод абонента до установленных нормативов»;

В статье 27:

в части 1 вместо слов «категории которых определены» вставить слова «осуществляющих хозяйственную деятельность и имеющих среднесуточный объем отводимых сточных вод с указанных объектов более 5 процентов среднесуточного объема сточных вод, суммарно принимаемых централизованной системой водоотведения от всех абонентов, а также объектов абонентов, осуществляющих производственные процессы, Перечень которых определен»;

дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. В случае, если централизованные сети и очистные сооружения, эксплуатируемые организацией, осуществляющей водоотведение, обладают технической возможностью для приемки, транспортировки и очистки сточных вод абонента до установленных нормативов, организация, осуществляющая водоотведение, и абонент вправе заключить договор об очистке сточных вод абонента до установленных нормативов по нерегулируемой (договорной) цене, не превышающей компенсацию, предусмотренную частью 10 статьи 7 настоящего Федерального закона. Требования к такому договору и порядок его заключения устанавливаются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае, если абонент, заключивший договор об очистке сточных вод, относится к категории абонентов, указанных в части 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, срок исполнения им обязанностей, предусмотренных частью 9 статьи 42 настоящего Федерального закона, переносится на день прекращения договора об очистке сточных вод»;

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

 

 

Москва, Кремль


Президент Российской Федерации

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

 

Предлагаемые изменения в часть 3 статьи 21, часть 1 статьи 27 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ и дополнение статьи 27 указанного Федерального закона частью 7 обусловлены сформированной за многие годы в значительной части Российской Федерации иной, чем в Европейском союзе, технологией водоотведения и очистки сточных вод, базирующейся на развитой централизованной системе водоотведения, использующей групповые очистные сооружения, мощность которых позволяет производить очистку не только хозяйственно-бытовых стоков населения, но и стоков промышленных предприятий соответствующего узла. Причем, подобные очистные сооружения многие годы применяют технологии, позволяющие не только осуществлять эффективную очистку сточных вод специфичной группы предприятий, присоединенных к централизованным сетям водоотведения, но и использовать компоненты сбросов, поступающих от этих предприятий, для оптимизации процессов очистки.

В то же время, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ концептуально основывается на приоритете европейской технологии водоотведения и очистки сточных вод, базирующейся на локальной очистке промышленных стоков самими промышленными предприятиями При этом право определить перечень предприятий, обязанных осуществлять очистку стоков с использованием локальных очистных сооружений, законодатель делегировал Правительству Российской Федерации.

Фактически Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ вводит императивные нормы, делающие невозможным использование промышленными предприятиями, перечень которых устанавливается Правительством, имеющихся региональных мощностей очистных сооружений, построенных с учетом возможности переработки стоков этих предприятий.

При этом, в целом по России предложение на очистку сточных вод, из-за резкого спада промышленного производства в 90-е годы прошлого века, в 1,5 раза меньше возможностей  очистных сооружений,  а фактическое использование мощности очистных сооружений канализации из года в год падает и в настоящее время составляет чуть более 60 процентов.

Избыток мощностей очистных сооружений характерен для большинства субъектов Российской Федерации. Фактическое использование мощностей очистных сооружений в Тверской области - менее 30%, в Республике Хакасия и Новгородской области - около 40%, в Нижегородской, Московской, Владимирской областях - не более 45%; еще для 42 субъектов Федерации этот показатель колеблется от 50 до 70% (данные на 2006 г.)

Большинство показателей водопотребления и водоотведения (в т.ч. объем сброса сточных вод в водные объекты) из года в год продолжают снижаться. Причиной этого является объективная ситуация, а именно:

- уменьшение количества водопользователей (реорганизация, перепрофилирование, банкротство, ликвидация предприятий);

-  повышение стоимости воды как ресурса;

-  снижение подачи воды на орошение (сокращение поливных площадей, неудовлетворительное состояние оросительных систем).

Исходя из вышеперечисленного, можно говорить о том, что качественные показатели сточных вод ухудшились не из-за отсутствия локальных очистных сооружений на объектах промышленного производства, а во многом из-за запустения уже имеющихся очистных сооружений. Дополнительные средства, которые могут быть привлечены на реконструкцию и модернизацию централизованных (уже имеющихся) очистных сооружений в рамках оказания услуг промышленным предприятиям по очистке сточных вод, помогут улучшить показатели воодочистки в целом по региону, а не только по конкретному производству. Таким образом, необходимо законодательно предусмотреть возможность принятия на региональном уровне альтернативных мер повышения качественных показателей сточных вод, в том числе - за счет участия хозяйствующих субъектов в программах по модернизации централизованных очистных сооружений, подготовки специалистов и пр.

Правительство Российской Федерации, во исполнение норм Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, Постановлениями № 230 от 18 марта 2013 года и № 644 от 29 июля 2013 года установило критерии отнесения хозяйствующих субъектов к предприятиям,   которые   обязаны иметь собственные локальные очистные сооружения. Постановлением № 230 к таким хозяйствующим субъектам отнесены все юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, чей среднесуточный объем отводимых сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно.

А Приложением № 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением № 644, Правительство определило Перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку.

В результате введения Правительством в качестве первого фильтра ничем необоснованного критерия по объему стоков свыше 200 метров кубических в сутки, под угрозой закрытия из-за отсутствия локальных очистных сооружений и технической возможности их сооружения (недостаток площадей, невозможность организации санитарно-защитных зон и пр.) оказываются тысячи средних и крупных предприятий, включая такие социально значимые отрасли, как производство пищевой продукции и потребительских товаров. Многие из которых на сегодняшний день, после закрытия предприятий металлообработки и легкой промышленности, являются не только бюджетообразующими предприятиями регионов, но и основными платежеспособными абонентами организаций, осуществляющих централизованное водоотведение и очистку сточных вод.

При этом суммарные объемы сбросов сточных вод с объектов абонентов, осуществляющих такое же промышленное производство, но не подпадающих под критерий в 200 кубических метров (100-150, например), могут в десятки раз превышать объемы сбросов предприятия, чьи объемы сброса сточных вод несколько больше 200 куб. метров. В условиях активного развития малых предприятий, такая ситуация нарушает принцип равных прав и обязанностей для всех участников одного товарного рынка.

Кроме того, объекты абонентов, сбрасывающие 200 и более кубических метров сточных вод, для крупных централизованных систем водоотведения и очистки сточных вод являются объектами, вносящими незначительный, слабо влияющий на функционирование системы вклад в общий объем сбросов, а для мелких централизованных систем являются действительно основным фактором влияния на функционирование сети.

В силу чего полагаем целесообразным законодательно определить уровень влияния объекта абонента на функционирование централизованной системы водоотведения и очистки сточных вод, при котором указанный объект попадает под специальный государственный контроль, внеся изменения в часть 1 статьи 27 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ. По мнению специалистов в области очистки сточных вод, существенными следует считать объемы сточных вод, превышающие 1/20 суммарного объема сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения и очистки.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что ряд централизованных систем водоотведения и очистки, особенно в Сибири, изначально проектировался с учетом их использования для транспортирования и очистки сточных вод промышленных предприятий.

Отнесение Правительством Российской Федерации (пункт 3 Приложения № 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения) практически ВСЕХ предприятий пищевой промышленности к объектам абонентов, обязанных иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку, - без учета используемых этими предприятиями технологий производства, а также технических характеристик централизованных систем водоотведения и очистки сточных вод, абонентами которых являются эти предприятия, в ближайшее время приведет к серьезным негативным последствиям для тысяч промышленных предприятий и коммунальных предприятий, специализирующихся на транспортировке и очистке сточных вод промышленных предприятий промышленного узла, в России и, в результате, - к серьезным негативным последствиям для экономики Российской Федерации в целом.

Кроме того, отдельные биологические компоненты, присутствующие в составе сбросов сточных вод предприятий пищевой промышленности, просто необходимы для нормального функционирования систем биологической очистки ряда очистных сооружений, при проектировании которых учитывалось   использование   этих   сооружений   для   очистки стоков предприятий пищевой промышленности, в силу чего улавливание этих компонентов локальными очистными сооружениями может привести к нарушениям в работе централизованной системы водоотведения и очистки сточных вод.

Для устранения указанных негативных последствий предлагается внести дополнения в статьи 21 и 27 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, разрешающие комплексное использование имеющихся в регионах мощностей по транспортировке и очистке сточных вод и их развитие с учетом местных особенностей, в том числе за счет использования средств промышленных предприятий, подпадающих под действие части первой статьи 21 данного Федерального закона, в рамках договорных отношений по очистке сточных вод этих предприятий организациями, осуществляющими эксплуатацию централизованных систем водоотведения и очистки сточных вод.

Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ, в совокупности с соответствующими изменениями в указанные Постановления Правительства Российской Федерации, позволят создать более гибкую, способную учитывать особенности региональных условий, систему регулирования отношений в области водоотведения и очистки сточных вод.

 

 


Депутат                                                                          Г.Г. НЕЖЕВЕЦ

Перечень актов федерального законодательства...

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ»

 

 

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» повлечет за собой изменение «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.32013 № 644.

 

 


Депутат                                                                          Г.Г. НЕЖЕВЕЦ

Финансово-экономическое обоснование

СПРАВКА

О НЕОБХОДИМОСТИ РАСХОДОВ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ»

 

 

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» расходов средств федерального бюджета не повлечет.

 

 

 

Депутат                                                                     Г.Г. НЕЖЕВЕЦ

Решение комитета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

КОМИТЕТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ,

ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ,

ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКУ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

23 октября 2014 года                  № 16-4                                  г. Абакан

 

 

Рассмотрев, предложение депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца, о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

комитет Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку

 

Р Е Ш И Л:

 

Рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия:

- принять предложение депутата Верховного Совета Республики Хакасия Г.Г. Нежевца о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

 

 

 

 

 

 

Заместитель Председателя

Верховного Совета Республики Хакасия –

председатель комитета

Верховного Совета Республики Хакасия

по конституционному законодательству,

государственному строительству,

законности и правопорядку                                                               С.В. Могилина