Cессий

11-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 22

О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»

Докладывает: Соболев Валерий Фёдорович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9,

части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия

от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 30 сентября 2014 года № 22-16-2014 на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»,

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест  прокурора  Республики  Хакасия  от  30  сентября  2014 года № 22-16-2014 на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» удовлетворить.

2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия «О пожарной безопасности» в соответствие с федеральным законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О пожарной безопасности» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.

3. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                 В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

29 октября 2014 года

№ 497-11

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 08.10.2014 № 251-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9,

части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия

от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года   № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Первый заместитель

Председателя

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                            Ю.А. Шпигальских

 

г. Абакан

08 октября 2014 года

 

251-п

 

 

Сопроводительное письмо

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

 Уважаемый Владимир Николаевич!

 

Направляю для рассмотрения протест прокуратуры республики на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» (в ред. от 16.12.2013).

 

Приложение: на 4 л.

 

Первый заместитель прокурора

Республики Хакасия                                                     Н.Н. Макеев

Протест прокурора РХ

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

ПРОТЕСТ

На часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21,

часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия

от 28.06.2006 № 34-ЗРХ

«О пожарной безопасности» (в ред. от 16.12.2013) в части

 

21.06.2006 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О пожарной безопасности», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 28.06.2006 за № 34-ЗРХ и в настоящее время действует в редакции Законов Республики Хакасия от 21.02.2007 № 2-ЗРХ, от 25.12.2007 № 106-ЗРХ, от 04.05.2009 № 42-ЗРХ, от 11.05.2010 № 39-ЗРХ, от 31.05.2011 № 51-ЗРХ, от 15.03.2013 № 15-ЗРХ, от 05.07.2013 № 63-ЗРХ, от 16.12.2013 № 100-ЗРХ (далее - Закон РХ № 34-ЗРХ).

Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» от 04.07.2006 № 37; от 02.03.2007 № 14; от 27.12.2007 № 85; от 08.05.2009 № 28; от 18.05.2010 № 33; от 07.06.2011 № 48; от 18.03.2013 № 16; от 09.11.2013 № 214; от 08.07.2013 № 47; от 17.12.2013 № 80.

Отдельные положения Закона РХ № 34-ЗРХ противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 12.03.2014) (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

Частью 3 статьи 9 Закона РХ № 34-ЗРХ установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

Согласно частям 5 и 6 статьи 10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств, тогда как финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, часть 3 статьи 9 Закона РХ № 34-ЗРХ противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает отличный от него порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансового обеспечения социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным.

Частью 1 статьи 21 Закона РХ № 34-ЗРХ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия несут:

1)  собственники имущества;

2)  руководители федеральных органов исполнительной власти;

3)  руководители органов местного самоуправления;

4) лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

5) лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

6) должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно части 3 статьи 21 Закона РХ № 34-ЗРХ лица, указанные в части 1 настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона РХ № 34-ЗРХ основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Из анализа приведенных положений следует, что на основании законодательства Республики Хакасия виновных лиц предполагается привлекать к административной ответственности, поскольку привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности возможно только на основании федерального закона (см. статью 71 Конституции Российской Федерации, статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Между тем, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность  за  нарушение  требований  пожарной  безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Частью 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Часть 2 статьи 39 Федерального закона № 69-ФЗ определяет, что основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В силу требований статей 1, 2, 18, 19, 20, 34, 38, 39 Федерального закона № 69-ФЗ правила пожарной безопасности устанавливаются нормативными документами, принимаемыми на федеральном уровне (стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы обязательные для исполнения пожарной безопасности).

При этом, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, административная ответственность за нарушение законодательства в этой сфере устанавливается законодательством Российской Федерации. Так, административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Данная позиция неоднократно подтверждалась практикой Верховного Суда Российской Федерации (см. Определения от 03.09.2008 № 58-Г08-12; от 09.06.2010 № 57-Г10-6; от 11.12.2013 № 57-АПГ13-6; от 30.10.2013 № 85-АПГ13-6).

Кроме того, Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» не содержит норм, направленных на защиту правоотношений в сфере пожарной безопасности.

Таким образом, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона РХ № 34-ЗРХ противоречат федеральному законодательству в части установления возможности привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на основании законодательства Республики Хакасия.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1.  Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с внесением изменений в часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» (в ред. от 16.12.2013).

2.   О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

Прокурор республики                                        В.И. Ломакин