Cессий

10-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 20

О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия»

Докладывает: Могилина Светлана Викторовна заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 
 

О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11,

пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48

Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ

«О порядке отзыва Главы Республики Хакасия –

Председателя Правительства Республики Хакасия»

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 04 сентября   2014 года № 22-16-2014 на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12,      части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от      20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия»,

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест  прокурора  Республики  Хакасия  от  04 сентября 2014 года № 22-16-2014 на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20 декабря      2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики  Хакасия» удовлетворить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                       В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

24  сентября 2014 года

№ 452-10

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 10.09.2014 № 231-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11,

пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48

Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ

«О порядке отзыва Главы Республики Хакасия –

Председателя Правительства Республики Хакасия»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хака­сия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                       В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

10 сентября 2014 года

 

231-п

Сопроводительное письмо

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

Уважаемый Владимир Николаевич!

 

Направляю для рассмотрения протест прокуратуры республики на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия» (в ред. от 03.06.2014).

 

Приложение: на 6 л.

 

 


 

Прокурор республики                                        В.И. Ломакин

 

Протест прокурора РХ

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

ПРОТЕСТ

На часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12,

части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48

Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 133-ЗРХ

«О порядке отзыва Главы Республики Хакасия -

Председателя Правительства Республики Хакасия»

(в ред. от 03.06.2014)

 

Верховным Советом Республики Хакасия 12.12.2012 принят Закон Республики Хакасия «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 20.12.2012 за № 133-ЗРХ (далее - Закон) и в настоящее время действует в редакции Закона Республики Хакасия от 03.06.2014 № 39-ЗРХ. Тексты данных нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» от 21.12.2012 № 107, от 03.06.2014 № 33.

По результатам проверки Закона установлено, что его отдельные положения вступили в противоречие с изменившимся федеральным законодательством по следующим основаниям.

Так, статьей 11 Закона урегулирован порядок представления подписных листов в Избирательную комиссию Республики Хакасия. Согласно части 1 статьи 11 Закона после завершения сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей и составляет в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия. Каждый экземпляр протокола подписывается собственноручно уполномоченным представителем инициативной группы.

Ранее указанная норма Закона воспроизводила положения пункта 15 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). Однако Федеральным законом от 05.05.2014 № 95-ФЗ, вступившим в силу с 05.05.2014, редакция пункта 15 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ изменена. Установлено, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Тем самым, в настоящее время Федеральным законом предусмотрено составление протокола об итогах сбора подписей не в двух, а в одном экземпляре.

 Статьей 12 Закона определен порядок проведения проверки подписей, собранных в поддержку выдвижения инициативы голосования по отзыву. В силу пункта 8 части 9 статьи 12 Закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению голосования по отзыву указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 № 95-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

То есть федеральный законодатель дополнил основания признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.

Частью 1 статьи 17 Закона предусмотрено участие в подготовке и проведении голосования по отзыву Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия участковых избирательных комиссий.

Формирование указанных комиссий осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Закона. Согласно части 1 статьи 19 Закона участковая комиссия формируется территориальной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования участковых комиссий, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Срок приема предложений по составу участковой комиссии составляет 10 дней (часть 3 статьи 19 Закона). В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов голосования по отзыву, если в территориальную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования по отзыву на соответствующем участке голосования по отзыву полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия территориальной комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Между тем, исходя из положений абзаца 2 пункта 7.4 статьи 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2014), процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводится по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации и обладающих активным избирательным правом, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Названный Федеральный закон не регулирует особенности формирования комиссий, участвующих в процедуре отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Следовательно, применению подлежат положения Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума сроком на пять лет.

Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что в местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки референдума могут образовываться предусмотренной законом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования участников референдума и подсчета голосов участников референдума на участках референдума формируются участковые комиссии. Срок полномочий участковой комиссии составляет пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии истекает после назначения референдума и до окончания кампании референдума, срок ее полномочий продлевается до окончания кампании референдума (часть 2 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ).

На участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания участников референдума или в местах, где пребывают участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5.1 настоящей статьи, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования (пункт 1.1 Федерального закона № 67-ФЗ).

Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации участка референдума в связи с уточнением перечня участков референдума (часть 2 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ).

Также в пункте 8 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных комиссий - не менее 30 дней.

Таким образом, Законом порядок и сроки формирования участковых комиссий в целях подготовки и проведения голосования по отзыву Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия регламентированы иначе, нежели в федеральном законодательстве.

Частью 9 статьи 48 Закона определено, что территориальная комиссия за 10 дней до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка участников голосования по отзыву заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения участниках голосования по отзыву, зарегистрированных на территориях соответствующих участков голосования по отзыву.

Ранее такая же норма содержалась в пункте 9 статьи 62 Федерального закона № 67-ФЗ. Однако Федеральным законом от 05.05.2014 № 95-ФЗ слова «за 10 дней» из нее исключены. Предусмотрено, что территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи  открепительных удостоверений,  в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума.

С целью согласования с федеральным законодательством часть 9 статьи 48 Закона нуждается в аналогичных изменениях.

О наличии в Законе указанных противоречий законодательству Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия сообщало в Верховный Совет Республики Хакасия в экспертном заключении от 02.07.2014, вместе с тем законопроект, направленный на их устранение, до настоящего времени не разработан.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Рассмотреть настоящий протест с приведением части 1 статьи 11, пункта 8 части 9 статьи 12, частей 1, 3 и 6 статьи 19, части 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия» (в ред. от 03.06.2014) в соответствие с федеральным законодательством.

2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

Прокурор республики                                                     В.И. Ломакин

 

 

Решение комитета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

КОМИТЕТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ,

ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ,

ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКУ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

19 сентября 2014 года                 № 15-8                                  г. Абакан

 

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия»

комитет Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку

 

Р Е Ш И Л:

 

Рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия протест прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 11, пункт 8 части 9 статьи 12, части 1, 3 и 6 статьи 19, часть 9 статьи 48 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 133-ЗРХ «О порядке отзыва Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия» удовлетворить.

 

 

 

 

 

Заместитель Председателя

Верховного Совета Республики Хакасия –

председатель комитета

Верховного Совета Республики Хакасия

по конституционному законодательству,

государственному строительству,

законности и правопорядку                                                               С.В. Могилина