Cессий

9-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 24

О примерном плане проведения «правительственного часа» на тему «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия» на девятой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва

Докладывает:

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

Об информации Правительства Республики Хакасия

о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан

в Республике Хакасия

 

Заслушав информацию исполняющей обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия Коган Н.В. о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия («правительственный час»),

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Информацию исполняющей обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия Коган Н.В. о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия принять к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Республики Хакасия:

1) поручить Министерству финансов Республики Хакасия:

в целях повышения эффективности бюджетных расходов на лекарственное обеспечение граждан минимизировать уровень предельных оптовых надбавок на лекарственные препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

обратить особое внимание на проведение процедур организации и ценовую политику закупки лекарственных препаратов для медицинских организаций Республики Хакасия и усилить контроль за их осуществлением;

обратить внимание на достаточность объёма выделяемых средств на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий;

2) поручить Министерству здравоохранения Республики Хакасия:

усилить медико-экономический контроль в медицинских организациях за реализацией права отдельных категорий граждан на дополнительное лекарственное обеспечение;

усилить контроль за составлением медицинскими организациями плановых заявок на лекарственные препараты и их соответствием реальным потребностям;

разработать и ввести критерии качества работы медицинских организаций в части организации льготного лекарственного обеспечения граждан, повысив ответственность за качественное составление заявок и назначение фармакотерапии;

принять последовательные и скоординированные меры по улучшению эффективности системы управления товарными запасами лекарственных препаратов;

осуществлять контроль за исполнением государственных контрактов в части соблюдения сроков поставок лекарственных препаратов;

принять меры по эффективному расходованию бюджетных средств, в том числе за счёт корректного определения начальной (максимальной) цены контракта;

усилить контроль за процедурами организации и ценовой политикой закупки лекарственных препаратов для медицинских организаций Республики Хакасия;

в целях оптимизации затрат на логистику, взаимовыгодного сотрудничества с логоператором и повышения конкурентности установить и зафиксировать размер доходности с заказа по логистическим услугам;

усилить контроль за полнотой и своевременностью финансирования расходов на лекарственное обеспечение граждан при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

3. Рекомендовать Контрольно-счётной палате Республики Хакасия провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ГУП РХ «Ресфармация».

4. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике подготовить обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу совершенствования федерального законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

5. Направить настоящее Постановление Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

25 июня 2014 года

№ 418-9

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 04.06.2014 № 177-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О примерном плане проведения «правительственного часа» на тему

«О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан

в Республике Хакасия» на девятой сессии Верховного Совета

Республики Хакасия шестого созыва

 

Рассмотрев примерный план проведения «правительственного часа» на девятой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва, сформированный комиссией Верховного Совета Республики Хакасия по Регламенту, в соответствии со статьёй 1073 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Провести на девятой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва «правительственный час» на тему «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия».

2. Утвердить примерный план проведения «правительственного часа» на тему «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия» на девятой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва согласно приложению.

3. Направить настоящее Постановление Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для определения должностных лиц, ответственных за подготовку вопросов, предлагаемых к рассмотрению на «правительственном часе», и подготовки информации по указанным вопросам в письменном виде.

4. Назначить ответственным за подготовку и проведение «правительственного часа» комитет Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике (В.Ф. Костюш).

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                 В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

04 июня 2014 года

 

177-п

 

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от 04 июня 2014 года

 

177-п

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

 

проведения «правительственного часа» на тему «О лекарственном

обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия»

на девятой сессии Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва

 

№ п/п

Вопросы, предлагаемые к рассмотрению

на «правительственном часе»

Комитет (комиссия)

Верховного Совета

Республики Хакасия,

ответственный

за подготовку

и проведение

«правительственного часа»

1.

Организация лекарственного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, закупаемыми за счёт средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия

Комитет

Верховного Совета Республики Хакасия

по здравоохранению и социальной                   политике

2.

Полнота и достаточность средств, выделяемых из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан

3.

Организация закупок лекарственных препаратов, медицинских изделий и услуг по приёму, хранению и отпуску лекарственных препаратов для лекарственного обеспечения льготных категорий граждан 

4.

Оценка эффективности обеспечения населения Республики Хакасия льготными лекарственными препаратами

 

Сопроводительное письмо

 

02 июня 2014 г.                                № б/н

 

 

Верховный Совет

Республики Хакасия

 

В соответствии со статьёй 107 Регламента Верховного Совета Респуб­лики Хакасия вношу на рассмотрение Президиума Верховного Совета Рес­публики Хакасия проект постановления Президиума Верховного Совета Рес­публики Хакасия «О примерном плане проведения «правительственного ча­са» на тему «О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в Республике Хакасия» на девятой сессии Верховного Совета Республики Ха­касия шестого созыва».

Приложение: на 2 л.

 

Председатель комиссии                                Н.Ф. Бозыков

 

 

Информация Министерства здравоохранения Республики Хакасия

О лекарственном обеспечении льготной категории граждан в Республике Хакасия (19.06.14)

 

 

1. Организация лекарственного обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами, закупленными за счет средств федерального и республиканского бюджета.

Лекарственное обеспечение в Республике Хакасия осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона от 17.07.1999 №178- ФЗ «О государственной социальной помощи».

В связи с передачей полномочий по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан на основании Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Минздравом РХ приняты нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение пациентов необходимыми лекарственными препаратами, формирование заявки, проведение аукционов, контроль за обеспечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, льготными лекарственными средствами.

В соответствии с принятыми нормативными документами Минздрав РХ формирует:

-Регистр лечебно-профилактических учреждений, участвующих в обеспечении необходимыми лекарственными препаратами:

-в 2013г.-2014г. - 22 учреждения (приказ Минздрава РХ от 08.07.2013 №713  «Об утверждении перечня медицинских организаций);

-Регистр врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку льготных рецептов. Количество специалистов, занятых выпиской льготных рецептов :

 -916 врачей (фельдшеров)  имеют право на выписку льготных рецептов

Регистр аптечных учреждений, имеющих право на отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан:

- в 2013г. – 21 (приказ Минздрава РХ от 27.12.12г. № 1047 «О перечне аптечных организаций);

-в 2014-23 аптечных учреждения (приказ МИнздраваРХ от 25.02.2014 №168)

Между Министерством здравоохранении Республики Хакасия и Отделением пенсионного Фонда российской Федерации по Республике Хакасия заключено Соглашение от 19.11.2007 № 428 «Об информационном обмене сведениями о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

Ежегодно увеличивается процент отказов федеральных льготников: количество льготников, сохранивших право на лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета в 2013 году, составляло 12865 человек, на 2014 год сохранили право 11266 человек.

Динамика отказов по федеральной льготе:

 

Дата

Всего, имеющих право на набор социальных услуг (НСУ)

Отказались от НСУ

Сохранили право на НСУ

% отказов

2013

40034

27231

12865

67,9

2014

40096

29137

11266

71,2

Основными причинами отказа от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг являются:

-законодательно установленное право на  обеспечение льготными лекарственными препаратами из регионального бюджета и одновременного получения денежной компенсации в случае отказа от набора социальных услуг;

-действующий Перечень лекарственных препаратов для льготного отпуска носит ограничительный характер по ассортиментной доступности и не позволяет получать препараты в соответствии с назначением врача по рекомендуемым торговым наименованиям

-пациенты, имеющие хронические заболевания, среднемесячное потребление в препаратах у которых составляет 300-600 руб. в месяц, имеют возможность приобретать лекарственные препараты самостоятельно.

В 2013 году по федеральной программе обслужено 94900 рецептов, отпущено лекарственных препаратов на сумму 148,0 млн. рублей (с учетом остатков 2012 года).

По состоянию на 13.06.2014 обслужено 36426 рецептов на сумму 59,8 тыс. рублей. При этом федеральным льготополучателям в 2013 году отпущено из средств республиканского бюджета препаратов на сумму 44,0 млн. рублей (30% от общей суммы отпущенных лекарственных препаратов).

В настоящее время федеральным льготникам отпущено препаратов из средств регионального бюджета на сумму 22,5 тыс. рублей, что составляет 38% от общего суммы отпущенных лекарственных препаратов.

Средняя стоимость рецепта  в 2013 году составляла 1576,0 рублей, в настоящее время составляет 1517,0 рублей, что превышает норматив финансовых затрат на одного льготника установленный федеральным законодательством в 2,5 раза.(2013-638 рублей в месяц, на 2014-671 рубль) и в 2 раза больше чем в среднем по Российской Федерации.

Динамика средней стоимости рецепта относительно среднемесячного  норматива финансовых затрат

 

год

Норматив в рублях

Средняя стоимость рецепта в рублях

Соотношение

раз

2013

638

1576

2,5

2014

671

1516

2,3

 

Средняя стоимость рецепта по отдельным заболеваниям

 

 

2013

2014

Средняя стоимость рецепта в т.ч.:

1 576 руб.

 

1517 руб.

Онкологические препараты

10 507 руб.

10534,0

Сахарный диабет

1339 руб.

1211,0

Общетерапевтическая группа

810 руб.

762,0

 

Высокая средняя стоимость рецепта обусловлена структурой потребления лекарственных препаратов и расходами, направленными на обеспечение наиболее затратных заболеваний (онкология, сахарный диабет).

Так на обеспечение онкологическими препаратами расходуется 39% от общей суммы затрат, на обеспечение сахароснижающими препаратами-27% затрат, на общетерапевтическую группу-34%.

 

2.Обеспечение льготными лекарственными препаратами за счет средств республиканского бюджета

Количество региональных льготников в 2013 году-54208 человек, на  13.06.14- 58365 человек (+7%).

В 2013 году обслужено 199326 рецептов, отпущено региональным льготникам лекарственных препаратов на сумму 170,0 млн. рублей.

По состоянию на 13.06.2014 обслужено 85407 рецептов, отпущено препаратов на сумму 79,8 млн. рублей.

Средняя стоимость рецепта по региональной программе составляет в настоящее время 934 рубля, в 2013 году -853 рубля. При этом потребление по различным заболеваниям варьирует от 638 рублей-до 12000 рублей.

Средняя стоимость рецепта по:

-онкологии-12045, рублей;

-сахарному диабету-638, рублей

-общетерапевтическим заболеваниям-599 рублей. 

Сохраняется также как и по федеральной программе, тенденция высокого уровня расходов на противоопухолевые препараты. Доля затрат на противоопухолевые препараты из средств регионального бюджета составляет 46%.

 

2.Полнота и достаточность средств, выделяемых из федерального и республиканского  бюджета на обеспечение лекарственными препаратами льготной категории граждан.

            1.На реализацию льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета на 2013 год направлено средств федерального бюджета в размере 130,0 млн. рублей, в 2014 году-130,3 млн. рублей.

2.На реализацию льготного лекарственного обеспечения на 2013 год направлено средств регионального бюджета 186,0 млн. руб, на 2014 год направлено средств республиканского бюджета в объеме 195,5 млн. рублей.

Темпы роста финансирования федерального бюджета незначительны, прирост республиканского бюджета составляет за период 2013-2014 годы 5%.

 

 

2013

2014

Прирост%

Федеральный бюджет

130,0

130,3

-

Республиканский бюджет

186,0

195,5

+5%

Несмотря на ежегодное увеличение финансирования республиканского бюджета, прирост пациентов в среднем 10-15% в год, преобладание в структуре наиболее затратных заболеваний, не позволяют осуществлять гарантированное лекарственное обеспечение льготной категории граждан.

Динамика числа  пациентов по заболеваниям:

Кол-во пациентов по:

2012

2013

2014 прогноз

Онкология

2,240 тыс. чел.

2,520 тыс. чел.

2,820 тыс. чел.

Сахарный диабет

12,4 тыс. чел.

13,8 тыс. чел.

15,0 тыс. чел.

В целях гарантированного обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами на основании данных персонифицированного Регистра пациентов с онкологическими заболеваниями, прогнозируемого прироста пациентов и уровня потребления лекарственных препаратов в текущем году по заболеваниям: онкология,  сахарный диабет, бронхиальная астма и др. общетерапевтические заболевания в 2014 году необходимо дополнительно средств республиканского бюджета на закупку лекарственных препаратов в сумме 173,0 млн. рублей, из них:

1. На обеспечение пациентов онкологического профиля (762 человека по состоянию на 01.04.2014 года), получающих лечение необходимо дополнительно 70,0 млн. рублей.

 С учетом прогнозируемого прироста пациентов в текущем году на 15%, необходимо до конца года всего для пациентов онкологического профиля-80 000,0 тыс. рублей

            2.На обеспечение пациентов сахароснижающими препаратами (инсулины, таблетированные препараты), исходя из заявленного количества, фактической потребности и  уровня потребления в текущем году потребуется дополнительных денежных средств в объеме 34 500,0 тыс. рублей.

     3. На препараты общетерапевтического профиля, исходя из заявленного количества, фактической потребности и  уровня потребления в текущем году потребуется дополнительных денежных средств в объеме 23 000,0 тыс. рублей   4. На антиретровирусные препараты (220 пациентов) потребуется дополнительных денежных средств в объеме 35 500,0 тыс. рублей.

            В Республике Хакасия на 2014 год  29137 человек отказались от получения льготных лекарственных средств в пользу ежемесячной денежной выплаты. Таким образом, в Республику Хакасия дополнительно могло быть направлено 234,6 млн. руб., исходя их расчета установленного норматива финансовых затрат в месяц на одного льготника-671 руб.

 

3. Организация закупок лекарственных препаратов и услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных препаратов для лекарственного обеспечения.

Закупки лекарственных препаратов осуществляются путем проведения аукционов, экстренные закупки по договорам с аптечными учреждениями, ГУП РХ «Ресфармация».

В 2013г состоялось 56 аукционов, 3 закупки у единственного источника, экономический эффект 6,6 %.

Формирование начальной максимальной цены контракта осуществляется на препараты перечня ЖНВЛС исходя из зарегистрированной  цены производителя с учетом разрешенных оптовой надбавки, на препараты перечня не ЖНВЛС на основании предоставляемых коммерческих предложений поставщиков.

 На 2014 год при формировании начальной максимальной цены контракта использовались 2 метода расчета цены:

-метод сопоставления цен поставщиков и метод анализа исполненных контрактов.

 

Исполнение контрактов:

Поставки по заключенным государственным контрактам на 13.06.2014 осуществлены в объеме 6 месяцев по региональной программе, 7 месяцев по федеральной программе.

 

Сумма контрактов

поставлено препаратов

% исполнения

Федеральный бюджет

185,3

97,4

52

Республиканский бюджет

68,0

41,8

61

 

Экономический эффект по заключенным контрактам составил 11,7%.

 

начальная максимальная цена контракта

заключено

экономия

экономия в %

федеральный бюджет

98,3

83,0

15,3

15,5

республиканский бюджет

239,0

214,08

24,27

10,1

Итого

337,3

297,8

39,5

11,7

 

 В 2013 году экономический эффект составлял 6,2% от начальной цены контракта.

 

начальная максимальная цена контракта

заключено

экономия

экономия в %

федеральный бюджет

132,8

121,9

10,9

8,2

республиканский бюджет

224,0

214.9

9,0

4,1

Итого

356,8

336,8

19,9

6,2

 

 

В структуре закупок доля препаратов отечественного производителя составили в 2013-2014 г.  20%:

 

2013, тыс. руб

%

2014 тыс. руб

%

федеральный бюджет

22,638

11,7

14,582

22,5

республиканский бюджет

22,595

21,1

35,840

20,1

 

4. Оценка эффективности обеспечения населения РХ льготными лекарственными препаратами.

Критериями эффективности обеспечения льготной категории граждан:

-количество обращений пациентов в письменной и устной форме по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения;

-уровень обеспеченности лекарственными препаратами или удовлетворенность населения в льготных лекарственных препаратах;

 

Имеется положительная динамика по уменьшению на 35% количества обращений в 2014 год по сравнению с 2013 годом.

            За 2013 год рассмотрено 226 обращений, из них по  вопросу   льготного лекарственного обеспечения – 175 и 49 по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения.

По вопросу несвоевременного и недостаточного обеспечения льготными лекарственными препаратами поступило 175 (77%) обращений, в отношении всех заявителей приняты меры по обеспечению необходимыми препаратами.

 За 1 квартал 2014 года  рассмотрено 36 обращений граждан, из них 28 по вопросу несвоевременного и недостаточного обеспечения льготными лекарственными препаратами.

В целях удовлетворения потребности в льготных лекарственных препаратах проводятся мероприятия по дополнительным закупкам препаратов для вновь выявленных больных, при изменении схемы лечения (закупка препаратов по экстренным показаниям, перераспределение  препаратов между аптечными учреждениями Республики Хакасия). Создана единая справочная служба и телефон «горячей линии» по вопросам льготного лекарственного обеспечения.

Все поступившие обращения рассмотрены в срок, по вопросам обеспечения жизненно необходимыми препаратами льготников приняты меры.

Удовлетворенность льготными лекарственными препаратами в РХ составляет 45%.

В соответствии со стратегией лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года (приказ Минздрава РФ от 13.02.2013 №66) удовлетворенность населения в лекарственных препаратах за счет средств республиканского бюджета в настоящее время по РФ составляет 30%, по прогнозу Минздрава РФ данный показатель достигнет максимума к 2025 году и составит 80%.