Cессий

24-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 10

О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Докладывает: Иванов Олег Альбертович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ 

«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год 

и на плановый период 2022 и 2023 годов» 

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 22 декабря 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,

Верховный Совет Республики Хакасия 

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест  прокурора  Республики  Хакасия  от  22  декабря  2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» отклонить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия. 

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета 

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

27  января 2021 года

№ 758-24

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 13.01.2021 № 03-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ 

«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год 

и на плановый период 2022 и 2023 годов»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета 

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

13 января 2021 года

 

№ 03-п

Протест прокурора РХ

Прокуратура

Российской Федерации

ПРОКУРАТУРА

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

22.12.2020 № 22-17-2020

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

ПРОТЕСТ

на Закон Республики Хакасия от 17.12.2020 № 88-ЗРХ

«О республиканском бюджете Республики Хакасия

на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

 

 

09.12.2020 Верховным Советом республики принят Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 17.12.2020.

Текст названного нормативного правового акта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2020, № 1900202012180001.

По результатам проверки установлено, что Закон Республики Хакасия от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Закон № 88-ЗРХ) противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год составляет 37 968 816 тыс. рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы в соответствии с приложением 4 к Закону № 88-ЗРХ - 24 519 314 тыс. рублей; безвозмездные поступления - 13 449 502 тыс. рублей); общий объем расходов республиканского бюджета - 42 548 885 тыс. рублей.

Дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 г. составляет 4 580 069 тыс. рублей, или 19 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, что противоречит пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившей предельный допустимый уровень дефицита бюджета в 15 %.

При этом отдельные параметры доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия необоснованно завышены.

Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации среди принципов, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, называет принцип достоверности бюджета, что означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (статья 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Приложением 4 к Закону «Доходы республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год» предусмотрены налоговые и неналоговые доходы бюджета в размере 24 519 314 тыс. рублей.

При этом размеры отдельных видов доходов, указанные в приложении 4 к Закону, не отвечают требованиям статей 28, 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в Законе установлено, что налог на прибыль организаций составит в 2021 г. 10 645 897 тыс. рублей, что не соответствует прогнозу Управления федеральной налоговой службы по Республике Хакасия и заключению Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия о поступлении данного вида налога в указанный период в размере 4 112 236 тыс. рублей, т.е. завышение дохода составляет 6 533 661 тыс. рублей. Заключение Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия составлено на основании анализа динамики данных налоговой отчетности УФНС России по Республике Хакасия о поступлении налога на прибыль организаций, о налоговой базе и структуре начислений по налогу за период 2016-2020 годов.

Таким образом, утвержденные Законом № 88-ЗРХ бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов, что фактически увеличивает и без того недопустимый дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 г.

Пунктом 1 части 5 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Республики Хакасия на 01.01.2022 года в сумме 27 604 353 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В соответствии с приложением 4 к Закону № 88-ЗРХ объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Республики Хакасия на 2021 год составит 13 449 502 тыс. рублей.

Как уже указано выше, общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год составляет 37 968 816 тыс. рублей, а общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составляет 24 519 314 тыс. рублей.

Объем государственного долга Республики Хакасия превышает ограничения верхнего предела государственного долга, установленные пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 3 085 039 тыс. рублей (27 604 353 тыс. рублей - 24 519 314 тыс. рублей).


На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Рассмотреть протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

 

 

И.о. прокурора республики                                                        Д.Л. Стонт

 

 

 

Проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Проект 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

О протесте прокурора Республики Хакасия

на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ 

«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год 

и на плановый период 2022 и 2023 годов» 

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 22 декабря 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,

Верховный Совет Республики Хакасия 

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест  прокурора  Республики  Хакасия  от  22  декабря  2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» отклонить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия. 

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета 

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2021 года

№ __________

 

Пояснительная записка (в новой редакции)

Пояснительная записка

 

к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия

на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

 

В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия (далее – протест) на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон № 88-ЗРХ), согласно которому отдельные положения Закона № 88-ЗРХ противоречат федеральному законодательству.

В протесте указано, что дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – республиканский бюджет) на 2021 год составляет 19 процентов от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, что противоречит пункту 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлен предельный допустимый уровень дефицита бюджета в 15 процентов.

Кроме того, в протесте указано, что объем государственного долга Республики Хакасия (установленный пунктом 1 части 5 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ в сумме 27 604 353 тыс. рублей) превышает ограничение верхнего предела государственного долга, установленное пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 3 085 039 тыс. рублей. 

Так, согласно пункту 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В соответствии с указанной нормой общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составляет 24 519 314 тыс. рублей.

Однако необходимо отметить следующее.

Дефицит республиканского бюджета на 2021 год утвержден в сумме 4 580 069 тыс. рублей, что составляет 18,68 процента, то есть превышает ограничение размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на 3,68 процента, или на 902 171,9 тыс. рублей.

Частью 9 статьи 9 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (далее – Федеральный закон № 327-ФЗ) установлено, что в 2021 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Частью 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ установлено, что в 2021 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Между тем, в протесте не приведено аргументированных доводов об отсутствии в республиканском бюджете бюджетных ассигнований, указанных соответственно в частях 9 и 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ.

Также в протесте указывается, что утвержденные Законом № 88-ЗРХ бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций (а именно, сумма в размере 10 645 897 тыс. рублей) невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов.

Согласно статье 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Пунктом 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации        (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 263-Ф3) предусмотрено, что доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории, действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ежегодно разрабатывается в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и одобряется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

Так, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.10.2020 № 578 одобрен Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которому поступление налога на прибыль организаций в республиканский бюджет в 2021 году по базовому варианту прогнозируется в сумме 10 646 млн рублей.

Учитывая изложенное, бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций в сумме 10 645 897 тыс. рублей утверждены Законом № 88-ЗРХ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, считаем, что Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.

 

 

Председатель комитета 

Верховного Совета 

Республики Хакасия

по бюджету и налоговой политике                                                    О.А. Иванов