Cессий

21-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 2

О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/37-7 «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

Докладывает: Могилина Светлана Викторовна заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия "О Законе Республики Хакасия...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

О Законе Республики Хакасия 

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять Закон Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия».

2. Направить указанный Закон Республики Хакасия Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для подписания и обнародования.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

28 октября 2020 года

№ 647-21

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия "О проекте закона Республики Хакасия...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

 

О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/37-7

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять в первом чтении проект закона Республики Хакасия № 15-37/37-7 «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»,  внесенный депутатом Верховного Совета Республики Хакасия С.В. Могилиной.

2. Направить указанный законопроект депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку до 05 сентября 2020 года.

3. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

08 июля 2020 года

№ 563-19

Проект закона Республики Хакасия, принятый в первом чтении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

Принят

Верховным Советом

Республики Хакасия

в первом чтении

08 июля 2020 года

 

Проект № 15-37/37-7

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением Верховным Советом Республики Хакасия, Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия, депутатами Верховного Совета Республики Хакасия, комитетами (комиссиями) Верховного Совета Республики Хакасия, депутатской комиссией по рассмотрению фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, контрольной деятельности на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.

 

Статья 2. Основные цели контрольной деятельности

 

Основными целями контрольной деятельности являются:

1) защита прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение соблюдения и исполнения законов Республики Хакасия;

3) контроль за исполнением республиканского бюджета Республики  Хакасия, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Хакасия;

4) контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Хакасия;

5) выявление проблем в деятельности органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия (далее соответственно – органы государственной власти, органы местного     самоуправления), повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц к выявленным в ходе осуществления контрольной деятельности недостаткам в целях их устранения;

6) противодействие коррупции;

7) изучение практики применения законодательства Республики Хакасия, выработка предложений, направленных на совершенствование законодательства Республики Хакасия и повышение эффективности его исполнения;

8) инициирование привлечения виновных лиц к установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия ответственности за правонарушения, выявленные в ходе осуществления контрольной деятельности.

 

Статья 3. Принципы осуществления контрольной деятельности

 

Контрольная деятельность осуществляется с соблюдением принципов:

1) законности;

2) разделения властей;

3) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

4) самостоятельности и независимости субъектов контрольной деятельности;

5) системности;

6) гласности.

 

Статья 4. Доступность информации о контрольной деятельности

 

Информация о контрольной деятельности открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Верховный Совет Республики Хакасия обеспечивает общедоступность информации о контрольной деятельности, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 5. Субъекты контрольной деятельности

 

К субъектам контрольной деятельности относятся:

1) Верховный Совет Республики Хакасия (далее – Верховный Совет);

2) Президиум Верховного Совета;

3) депутаты Верховного Совета;

4) комитеты (комиссии) Верховного Совета;

5) депутатская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств,    послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

 

Статья 6. Формы контрольной деятельности

 

Контрольная деятельность осуществляется в следующих формах:

1) заслушивание информации;

2) заслушивание (рассмотрение) отчетов;

3) «правительственный час»;

4) парламентские слушания;

5) парламентский запрос;

6) депутатский запрос;

7) депутатская проверка;

8) депутатское расследование;

9) мониторинг правоприменения законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета;

10) обращение в суды;

11) иные формы в соответствии с законодательством Республики Хакасия.

 

Статья 7. Планирование мероприятий, направленных

на осуществление контрольной деятельности

 

1. Мероприятия, направленные на осуществление контрольной деятельности, проводятся в соответствии с планом контрольной деятельности Верховного Совета на календарный год, утверждаемым постановлением Верховного Совета.

2. Предложения о включении в план контрольной деятельности Верховного Совета мероприятий, направленных на осуществление контрольной   деятельности, вносятся субъектами контрольной деятельности.

 

Статья 8. Заслушивание (рассмотрение) отчетов

 

Верховный Совет заслушивает (рассматривает):

1) отчет Правительства Республики Хакасия об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за предыдущий год;

2) ежегодные отчеты Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом, а также заслушивает членов Правительства Республики Хакасия по вопросам их ведения;

3) ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

4) ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о проведенных мероприятиях и экспертно-аналитической работе;

5) ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку   соблюдения прав и законных интересов ребенка на территории Республики Хакасия, а также предложения о совершенствовании их правового положения;

6) ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия;

7) ежегодный отчет министра внутренних дел по Республике Хакасия о деятельности полиции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия;

8) иные отчеты (доклады) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Статья 9. «Правительственный час»

 

1. «Правительственный час» – специально отведенное время в рамках сессии Верховного Совета для ответов должностных лиц на вопросы депутатов Верховного Совета.

2. «Правительственный час» проводится в соответствии с планом контрольной деятельности Верховного Совета на календарный год.

3. На «правительственный час» могут быть приглашены Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия, члены Правительства Республики Хакасия, руководители органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, иные должностные лица.

4. Примерный план проведения «правительственного часа» формируется комиссией Верховного Совета по Регламенту на основании письменных предложений депутатов Верховного Совета, комитетов (комиссий) Верховного Совета по вопросам, относящимся к сфере деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, и утверждается Президиумом Верховного Совета.

5. Депутаты Верховного Совета вправе задать вопросы приглашенным ответственным должностным лицам по рассматриваемому вопросу.

6. По вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», Верховный Совет может принять следующие решения:

1) об обращении к Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия;

2) о поручении Контрольно-счетной палате Республики Хакасия;

3) о рекомендации Правительству Республики Хакасия;

4) о рекомендации должностным лицам и возглавляемым ими органам;

5) о подготовке парламентского запроса;

6) о подготовке парламентских слушаний;

7) о принятии информации приглашенного ответственного должностного лица к сведению.

7. Верховный Совет может поручить ответственному комитету (комиссии) осуществление контроля за исполнением постановлений Верховного Совета, принятых по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа».

Ответственный комитет (комиссия) в установленный Верховным Советом срок информирует Президиум Верховного Совета о ходе исполнения указанного поручения.

 

Статья 10. Парламентский запрос

 

1. Парламентский запрос – вносимое на сессии Верховного Совета в письменной форме обращение депутата (группы депутатов) Верховного    Совета, адресованное Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, членам Правительства Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Обращение депутата (группы депутатов) Верховного Совета признается парламентским запросом в случае принятия его большинством голосов от числа депутатов Верховного Совета, принявших участие в голосовании, в порядке, установленном Регламентом Верховного Совета.

2. Ответ на парламентский запрос дается в устной (на сессии Верховного Совета) или письменной форме должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления не позднее 30 дней со дня его получения или в иной установленный Верховным Советом срок, руководителем территориального органа федерального органа государственной власти –       в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании Верховного Совета. Копии письменного ответа направляются депутатам Верховного Совета, направившим парламентский запрос.

 

Статья 11. Депутатский запрос

 

1. Депутатский запрос – обращение депутата Верховного Совета (инициатора запроса) в письменной форме Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, членам Правительства Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Депутатский запрос направляется депутатом Верховного Совета самостоятельно и не требует оглашения на заседании Верховного Совета.

2. Ответ на депутатский запрос дается в письменной форме должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления не позднее 15 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок, руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти – в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

3. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дате рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до заседания соответствующего органа.

 

Статья 12. Депутатская проверка

 

1. Депутатская проверка может быть назначена по требованию депутата, комитета (комиссии) Верховного Совета в целях установления полноты и точности исполнения депутатского запроса.

2. Для проведения депутатской проверки создается специальная комиссия из числа депутатов Верховного Совета.

3. Постановление о назначении депутатской проверки принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета.

4. По результатам проведенной депутатской проверки специальная     комиссия готовит мотивированное заключение, которое рассматривается на сессии Верховного Совета. По результатам рассмотрения указанного заключения принимается постановление Верховного Совета.

 

Статья 13. Депутатское расследование

 

1. По требованию депутата (группы депутатов) Верховного Совета, а также по предложению комитетов (комиссий) Верховного Совета, депутатских объединений в форме фракций и депутатских групп при возникновении обстоятельств (обвинение депутата Верховного Совета в совершении правонарушения или порочащего его поступка, создание препятствий Верховному Совету в осуществлении им своей деятельности, событие, имеющее большой общественный резонанс, и иное) Верховный Совет назначает депутатское расследование и создает с этой целью депутатскую комиссию по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения     депутатского расследования.

2. Решение Верховного Совета о создании депутатской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета и оформляется постановлением Верховного Совета.

3. Органы государственной власти и (или) их должностные лица обязаны оказывать содействие в проведении депутатского расследования по требованию депутатской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования,     путем предоставления необходимых для объективного изучения вопроса сведений, информации и документации.

4. По результатам депутатского расследования составляется мотивированное заключение, с учетом которого Верховный Совет принимает постановление.

 

Статья 14. Мониторинг правоприменения законов

Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета

 

1. Верховный Совет в соответствии с Законом Республики Хакасия        от 09 июня 2012 года № 49-ЗРХ «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия» проводит мониторинг правоприменения законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета (далее – мониторинг), который представляет собой комплексную и плановую деятельность, осуществляемую Верховным Советом в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о практике применения действующих законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета.

2. По результатам проведения мониторинга Верховный Совет ежегодно подготавливает доклад о состоянии законодательства Республики Хакасия.

3. Результаты мониторинга учитываются при планировании законопроектной деятельности, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Верховного Совета.

 

Статья 15. Решения Верховного Совета по результатам

осуществления контрольной деятельности

 

1. По результатам контрольной деятельности Верховный Совет в пределах установленных полномочий вправе:

1) предложить субъекту права законодательной инициативы разработать соответствующий проект нормативного правового акта Республики Хакасия для внесения его в порядке законодательной инициативы;

2) предложить соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) их должностным лицам принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольной деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших совершению указанных нарушений;

3) обратиться к лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия право принимать решения об освобождении от должности лиц, деятельность которых признана неудовлетворительной, об отстранении указанных лиц от должности;

4) обратиться в правоохранительные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обратиться в федеральные органы государственной власти по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации;

6) принять иные меры в соответствии с законодательством Республики Хакасия.

2. Решение о недоверии (доверии) Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти (должностным лицам) Республики Хакасия, в назначении на должность которых Верховный Совет принимал участие, может быть принято по результатам осуществления контрольной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

3. Решение об отзыве Председателя Верховного Совета, заместителей Председателя Верховного Совета, иных лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете, может быть принято Верховным Советом по результатам осуществления контрольной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

 

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

 

Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия                                                                     В.О. Коновалов

 

г. Абакан

___ ____________ 2020 года

 

№ __________

Сопроводительное письмо

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

ДЕПУТАТ

Верховного Совета Республики Хакасия

седьмого созыва

(2018 – 2023 гг.)

 

 
01.06.2020

 

 

Верховный Совет

Республики Хакасия

 

 

В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия и статьей 16 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» в порядке законодательной инициативы вношу на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия проект закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия».

 

Приложение: на 15 л.

- проект закона на 7 л.;

- пояснительная записка на 4 л.;

- информация о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования на 1 л.;

- перечень законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» на 1 л.;

- перечень предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» на 1 л.;

- финансово-экономическое обоснование проекта закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» на 1 л.

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  С.В. Могилина

Пояснительная записка

Пояснительная записка

 к проекту закона Республики Хакасия

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

Проект закона Республики Хакасия регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением Верховным Советом Республики Хакасия, Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия, депутатами Верховного Совета Республики Хакасия, комитетами (комиссиями) Верховного Совета Республики Хакасия, парламентской комиссией по рассмотрению фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования контрольной деятельности.

Правовые основы осуществления контрольной деятельности законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).

Так, согласно статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены осуществление в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской    Федерации и законами субъекта Российской Федерации, наряду с другими уполномоченными на то органами контроля, осуществление контрольной деятельности:

- за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации;

- за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;

- за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации;

- за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Нормами Федерального закона № 184-ФЗ регулируются также отдельные наиболее важные формы контрольной деятельности, которые напрямую связаны с реализацией принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации:

- заслушивание ежегодных отчетов высшего должностного лицу субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- выражение недоверия высшему должностному лица субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие;

- согласование назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В Федеральном законе № 184-ФЗ также закреплено право законодательного органа субъекта Российской Федерации по заслушиванию информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон № 184-ФЗ указывает на наличие у законодательных органов субъектов Российской Федерации контрольной функции и определяет ее предметы, но не устанавливает при этом перечень форм ее реализации.

На федеральном уровне отношения, связанные с осуществлением контрольной деятельности, устанавливаются Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (далее – Федеральный     закон № 77-ФЗ).

Однако принятие указанного Федерального закона не решило проблему функционирования института контрольной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку Федеральный закон № 77-ФЗ не дает определяющего понятия контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации (ее цели, задачи, принципы, формы и др.).

В отсутствие такого федерального закона многие субъекты Российской Федерации пошли по пути принятия региональных законов, устанавливающих цели, принципы, формы контрольной деятельности, перечень субъектов, которые наделены правом ее осуществления, а также определяющих механизм ее реализации.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что в ряде регионах, таких как Республика Татарстан, Алтайский край, Архангельская, Волгоградская, Белгородская области и ряде других приняты и действуют законы о парламентском контроле.

В то же время, в Орловской, Сахалинской, Кировской областях, в городе Севастополе приняты законы, регулирующие вопросы осуществления контрольной деятельности законодательным органом.

Также в ряде субъектах Российской Федерации контрольные полномочия законодательного органа предусмотрены в региональных законах, регулирующих отдельные виды и формы парламентского контроля (например, законы о депутатских расследованиях в Республике Бурятия, в Московской, Иркутской, Томской областях, Пермском крае; законы о парламентском контроле за соблюдением и исполнением законодательства на региональном уровне в Хабаровском крае, Калужской области, в Ставропольском крае).

Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации (например, Ростовская область, Кабардино-Балкарской Республика) отдельные направления по осуществлению парламентского контроля закреплены в региональных законах, устанавливающих правовой статус законодательного органа или в регламентах соответствующего законодательного (представительного) органа власти.

В Республике Хакасия кодифицированный акт, содержащий порядок осуществления Верховным Советом Республики Хакасия контрольной деятельности, пока не принят, поэтому нормы, предусматривающие возможность осуществления Верховным Советом Республики Хакасия контрольных полномочий, разбросаны по множеству нормативных правовых актов Республики Хакасия.

Так, в соответствии со статьей 79 Конституции Республики Хакасия, статьей 13 Закона Республики Хакасия от 13 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия» Верховный Совет Республики Хакасия наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Хакасия, исполнением бюджета Республики Хакасия, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Хакасия, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Хакасия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия.

В законодательстве Республики Хакасия закреплены также следующие формы контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия:

1) заслушивание отчета Правительства Республики Хакасия об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за предыдущий год;

2) заслушивание отчета Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия об исполнении принятых Верховным Советом законодательных актов и государственных программ социально-экономического развития Республики Хакасия, деятельности Правительства, а также заслушивает членов Правительства Республики Хакасия по вопросам их ведения;

3) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом Республики Хакасия, а также заслушивание членов Правительства Республики Хакасия по вопросам их ведения;

4) заслушивание ежегодного отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

5) заслушивание ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о проведенных мероприятиях и экспертно-аналитической работе;

6) заслушивание ежегодного доклада Уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия;

7) заслушивание ежегодного доклада о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия.

На основании Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и приказа МВД России от 30 августа 2011 года № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России Верховный Совет Республики Хакасия заслушивает ежегодные отчеты министра внутренних дел по Республике Хакасия о деятельности полиции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия». Порядок проведения такого отчета определен Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия.

На основании статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ Верховный Совет Республики Хакасия вправе также заслушивать информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Хакасия, тогда как порядок заслушивания Верховным Советом Республики Хакасия такой информации нигде не определен. 

При этом способы осуществления Верховным Советом Республики Хакасия контрольных полномочий перечислены только в статье 108 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия, а именно: истребование информации, назначение депутатских расследований, проведение депутатских проверок и слушаний, заслушивание отчетов, депутатских запросов, обращений в суды в связи с нарушением законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, нормы, предусматривающие возможность и порядок осуществления контрольных полномочий Верховным Советом Республики Хакасия, содержатся в различных нормативных правовых актах как федерального, так и регионального уровня, к тому же имеющих различную юридическую силу, что не только не способствует их унификации, но и затрудняет практику реализации данных полномочий.

Анализ законодательства показывает, что контрольная функция законодательного органа так же значима, как и законодательная, и может статьэффективной лишь тогда, когда контрольным полномочиям будут соответствовать надлежащие закрепленные в законодательстве механизмы их реализации.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что необходимо систематизировать нормы, регламентирующие контрольные полномочия Верховного Совета Республики Хакасия, закрепив формы контроля и механизм их реализации в республиканском законе «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия».

Законопроектом предлагается определить цели контрольной деятельности, принципы осуществления парламентского контроля, а также субъекты, осуществляющие контрольную деятельность (статьи 1 – 5).

В статье 6 проекта закона перечисляются формы контрольной деятельности (например, заслушивание (рассмотрение) отчетов, проведение парламентских слушаний и др.).

Статьей 7 проекта предлагается определить порядок планирования мероприятий по осуществлению контрольной деятельности.

Принятие Закона о контрольной деятельности объективно повысит роль и значение Верховного Совета Республики Хакасия, как в системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни региона, а само формирование института контрольной деятельности будет условием дальнейшего развития парламентаризма.

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  С.В. Могилина

 

Информация о состоянии законодательства

Информация

о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования

 

Отношения, охватываемые проектом закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия», в настоящее время регулируются:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле»;

4) Конституцией Республики Хакасия;

5) Законом Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»;

6) Закон Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года № 72 «О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия»;

7) Закон Республики Хакасия от 7 мая 2008 года № 16-ЗРХ «О комитетах (комиссиях) Верховного Совета Республики Хакасия.

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  С.В. Могилина

 

 

Перечень законов и иных нормативных правовых актов

Перечень

законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению

или изменению в связи с принятием закона Республики Хакасия

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

В связи с принятием Закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» признания утратившими силу, приостановления или изменения законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия не потребуется.

 

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  С.В. Могилина

 

Перечень предложений о разработке нормативных правовых актов

Перечень

предложений о разработке нормативных правовых актов,

принятие которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

Для реализации Закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» разработки нормативных правовых актов Республики Хакасия не потребуется.

 

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                 С.В. Могилина

 

Финансово-экономическое обоснование

Финансово-экономическое обоснование

проекта закона Республики Хакасия

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

Для реализации Закона Республики Хакасия «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» дополнительных средств из республиканского бюджета Республики Хакасия не потребуется. 

 

 

 

 

 

Депутат

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  С.В. Могилина

Заключения Управления минюста Республики Хакасия
Заключения правового отдела Аппарата ВС РХ
Решение комитета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

КОМИТЕТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ,

ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ,

ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКУ

 

РЕШЕНИЕ

 

23 октября 2020 года                      г. Абакан                                             № 09-7

 

О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/37-7

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

 

Рассмотрев проект закона № 15-37/37-7 «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия», принятый в первом чтении постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 08 июля 2020 года    № 563-19,

комитет Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку 

 

РЕШИЛ:

 

Рекомендовать Верховному Совету Республики Хакасия:

- принять таблицу поправок к проекту закона № 15-37/37-7 «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» (таблица поправок на ___ л. прилагается);

- принять указанный проект закона Республики Хакасия во втором чтении.

 

 

 

Заместитель Председателя

Верховного Совета Республики Хакасия – 

председатель комитета 

Верховного Совета Республики Хакасия 

по конституционному законодательству,

государственному строительству, 

законности и правопорядку                                                           С.В. Могилина

 

Таблица поправок

ТАБЛИЦА ПОПРАВОК

 

к проекту закона Республики Хакасия № 15-37/37-7

«О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»

(принят в первом чтении постановлением Верховного Совета РХ от 08 июля 2020 года № 563-19)

 

п/п

Статья

проекта

закона

Автор

поправки

Текст проекта закона

Содержание поправки

Текст проекта закона с учетом поправки

Реше-

ние

коми-

тета

ВС РХ

1

2

3

4

5

6

7

1.

Статья 3

Депутат ВС РХ

С.В. Мо-

гилина

 

Не предусмотрено

Слово «Контрольная» заменить словом

«1. Контрольная»;

Дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Осуществление контрольной деятельности не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов контрольной деятельности в осуществление указанной деятельности не допускается.».

2. Осуществление контрольной деятельности не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов контрольной деятельности в осуществление указанной деятельности не допускается.

При-

нять

2.

Статья 7

Депутат ВС РХ

С.В. Мо-

гилина

 

Не предусмотрено

Дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Внеплановые мероприятия по осуществлению контрольной деятельности могут проводиться на основании постановления Верховного Совета, принятого по инициативе субъектов контрольной деятельности.».

3. Внеплановые мероприятия по осуществлению контрольной деятельности могут проводиться на основании постановления Верховного Совета, принятого по инициативе субъектов контрольной деятельности.

При-

нять

3.

Статья 8, пункт 4

- // -

 

4) ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о проведенных мероприятиях и экспертно-аналитической работе;

Слова «о проведенных мероприятиях и экспертно-аналитической работе» заменить словами «о своей деятельности»;

4) ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия о своей деятельности;

При-

нять

4.

Статья 10,

часть 2

Депутат ВС РХ

С.В. Мо-

гилина

 

2. Ответ на парламентский запрос дается в устной (на сессии Верховного Совета) или письменной форме должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления не позднее 30 дней со дня его получения или в иной установленный Верховным Советом срок, руководителем территориального органа федерального органа государственной власти – в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании Верховного Совета. Копии письменного ответа направляются депутатам Верховного Совета, направившим парламентский запрос

Слова «30 дней» заменить словами «15 дней»

 

(в соотв. со статьей 17 Закона

Республики Хакасия

от 28.12.1999 № 72

«О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия»

 

2. Ответ на парламентский запрос дается в устной (на сессии Верховного Совета) или письменной форме должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления не позднее 15 дней со дня его получения или в иной установленный Верховным Советом срок, руководителем территориального органа федерального органа государственной власти – в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании Верховного Совета. Копии письменного ответа направляются депутатам Верховного Совета, направившим парламентский запрос

При-

нять