Cессий

20-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 28

Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

Докладывает: Иванов Олег Альбертович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия

«К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

 

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».

2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.

3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Жукову и В.П. Усатюку с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.

4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное Обращение.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

30 сентября 2020 года

№ 643-20

Обращение

ОБРАЩЕНИЕ

Верховного Совета Республики Хакасия

 

«К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

 

Уважаемый Михаил Владимирович!

 

По данным Минфина России совокупный госдолг регионов на 01.01.2020 составил 2,113 трлн рублей. С начала 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 37 млрд рублей. Долговая нагрузка на субъекты Российской Федерации по состоянию на 01.09.2020 составляет 2,150 трлн рублей. В 39 субъектах Российской Федерации произошел рост долга. 

В ближайшие годы госдолг регионов может увеличиться по причине возрастающей социальной нагрузки и необходимости повышения расходов на реализацию запланированных нацпроектов. 

Долговая нагрузка Республики Хакасия на 01.01.2020 составила       20,734 млрд рублей, или 98% от налоговых и неналоговых доходов. За 8 месяцев 2020 года государственный долг увеличился на 1,755 млрд рублей и на 01.09.2020 составил 22, 489 млрд рублей.

В Республике Хакасия сложилась критическая ситуация по исполнению консолидированного бюджета. Собственные доходы республики не обеспечивают расходные обязательства даже по первоочередным и социально значимым расходам бюджета. 

В целом ожидаемое исполнение в 2020 году по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Республики Хакасия оценивается в сумме 21,9 млрд рублей, что на 4,7 млрд рублей (или на 17,6%) меньше, чем в 2019 году (26,6 млрд рублей).

Из-за падения в два раза мировых цен на уголь (со 110 до 64 долларов за тонну) в 2019 году значительно снизились поступления в республиканский бюджет по налогу на прибыль организаций от угольных компаний и составили 738 млн рублей (в 2018 году – 1,853 млрд рублей), а за 8 месяцев 2020 года платежи ушли в «минус» (-562 млн рублей) и до конца текущего года платежей по налогу на прибыль от указанных налогоплательщиков больше не ожидается. 

На рынке алюминия также продолжается снижение цены и покупательской способности. В этой связи платежи по налогу на прибыль организаций от алюминиевой отрасли в 2020 году упали на порядок и составили за 8 месяцев 2020 года 219 млн рублей (за 8 месяцев 2019 года – 2,303 млрд рублей).

Так, за 8 месяцев 2020 года поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия составили 14,6 млрд рублей, что на 3,3 млрд рублей (или на 19%) меньше, чем за 8 месяцев 2019 года. При этом только по налогу на прибыль организаций объем поступлений сократился на 3 млрд рублей.

Кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Хакасия по состоянию на 01.09.2020 достигла критического уровня –          4,9 млрд рублей, в том числе просроченная задолженность – 3,3 млрд рублей. Перед субъектами малого и среднего предпринимательства кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Хакасия составляет 1,9 млрд рублей.  

По максимальному уровню долговой нагрузки Республика Хакасия занимала на 01.01.2020 второе место в Российской Федерации, что не позволяет привлекать новые заимствования. В связи со снижением поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов Республика Хакасия не в состоянии самостоятельно сокращать государственный долг. Снижение государственного долга в условиях хронического недостатка средств даже на первоочередные и социально значимые расходы бюджета не представляется возможным. 

С 2017 года Правительством Российской Федерации запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионами. Однако данные меры имеют по отношению к регионам с максимальной нагрузкой весьма ограниченный эффект. Далеко не все регионы могут выполнить условия реструктуризации. 

Таким образом, полагаем, что возможным выходом в этой ситуации является списание бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации с максимальной долговой нагрузкой. 

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, оказать содействие в решении вопроса по списанию бюджетных кредитов в размере 99% существующей задолженности субъектам Российской Федерации с максимальной долговой нагрузкой (по состоянию на 01.01.2020 задолженность регионов по бюджетным кредитам из федерального бюджета составляла 886 млрд рублей, из них задолженность Республики Хакасия составляет 13,177 млрд рублей).

В случае принятия Вами положительного решения по нашему обращению с учетом сложной экономической ситуации органами государственной власти Республики Хакасия в свою очередь будут приняты аналогичные беспрецедентные меры по облегчению долгового бремени муниципальных образований Республики Хакасия при рассмотрении и утверждении закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

 

 

 

 

 

г. Абакан

30 сентября 2020 года