Cессий

41-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 24

Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

Докладывает: Комаров Сергей Владимирович заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия

«К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации В.В. Володину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

 
Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».

2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.

3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Серебренникову и В.А. Петренко с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                       В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

25 октября 2017 года

№ 1502-41

Обращение Верховного Совета Республики Хакасия

ОБРАЩЕНИЕ

Верховного Совета Республики Хакасия

 

К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации В.В. Володину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

В настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования.

Недостаток средств на обеспечение расходных обязательств привел к тому, что в республике, располагающей богатейшими природными ресурсами, транспортной, энергетической инфраструктурой, металлургической и угольной отраслями промышленности, в 2016 году сложился самый высокий дефицит бюджета среди субъектов Российской Федерации, а государственный долг бюджета по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей (137 процентов от собственных доходов), из них 17,9 млрд рублей – коммерческий долг.

В результате ранее проведенных налоговых реформ (в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и др.) за прошедшие годы Республика Хакасия потеряла более   10 млрд рублей.

При этом нагрузка на бюджет значительно возросла в связи с выполнением делегированных республике государственных полномочий, не подкрепленных финансовыми источниками, а также с финансовым обеспечением майских указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых с 2012 года пришлось направить более 6 млрд рублей. В итоге рост расходных полномочий заметно превысил рост доходов, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках и к дополнительным расходам бюджета на их обслуживание.

В связи с разрывом между доходами и расходами только в 2016 году государственный долг республики вырос на 6,2 млрд рублей. В результате расходы на обслуживание государственного долга в текущем году составили 2,5 млрд рублей (!), или более 14 процентов от собственных доходов.

Все это привело к критическому росту задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, за выполненные работы (услуги) для государственных и муниципальных нужд. На 01 октября 2017 объем кредиторской задолженности составил 6,5 млрд рублей, в том числе просроченной – 4,3 млрд рублей. Наличие просроченной кредиторской задолженности вызвало массовые блокировки счетов муниципальных учреждений, включая школы, детские сады, в которых в связи с этим возникли проблемы с питанием и подвозом детей. Тем самым создалась реальная угроза остановки деятельности данных учреждений.

Вместе с тем от принимаемых на федеральном уровне решений, влияющих на доходную часть региональных бюджетов, республика продолжает терять серьезный объем средств. В частности, потери консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2017 – 2020 годах в связи с уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты составят ежегодно порядка 750 млн рублей.

А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, в связи с действием Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд рублей, при этом региональные органы власти не вправе повлиять на предусмотренную указанным Федеральным законом процедуру применения налоговых льгот.

В условиях необходимости сокращения государственного долга, выполнения требований Министерства финансов Российской Федерации по приведению долговой нагрузки к согласованным параметрам невозможно обеспечить социальные расходы, не говоря уже о расходах на развитие.

Несмотря на все меры, принимаемые органами власти республики для обеспечения сбалансированности бюджета (в части мобилизации доходов, оптимизации расходов, отмены налоговых льгот и отдельных видов социальной поддержки), без финансовой поддержки из федерального бюджета с создавшейся ситуацией самостоятельно не справиться.

Данные обстоятельства и нерешение существующих проблем в ближайшее время неминуемо приведут к массовому недовольству населения и социальному взрыву, в связи с чем мы настоятельно просим при рассмотрении проекта федерального закона № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» принять решение по следующим вопросам:

1) оказать Республике Хакасия разовую финансовую помощь на погашение просроченной кредиторской задолженности в размере 4,3 млрд рублей;

2) пересмотреть размер финансовой помощи Республике Хакасия с учетом компенсации выпадающих доходов бюджета от принятых на федеральном уровне решений и расходных обязательств, в том числе делегированных с федерального уровня, установив его в размере не менее 6 млрд рублей ежегодно;

3) выделить 17,9 млрд рублей на погашение коммерческих заимствований Республики Хакасия.

 

 

г. Абакан

25 октября 2017 года

Проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

                                                                                                

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия

«К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации В.В. Володину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

 
Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».

2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.

3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Серебренникову и В.А. Петренко с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                       В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2017 года

 

№ __________

 

Обращение

ОБРАЩЕНИЕ

Верховного Совета Республики Хакасия

 

К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации В.В. Володину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

В настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования.

Недостаток средств на обеспечение расходных обязательств привел к тому, что в республике, располагающей богатейшими природными ресурсами, транспортной, энергетической инфраструктурой, металлургической и угольной отраслями промышленности, в 2016 году сложился самый высокий дефицит бюджета среди субъектов Российской Федерации, а государственный долг бюджета по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей (137 процентов от собственных доходов), из них 17,9 млрд рублей – коммерческий долг.

В результате ранее проведенных налоговых реформ (в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и др.) за прошедшие годы Республики Хакасия потеряла более  10 млрд рублей.

При этом нагрузка на бюджет значительно возросла в связи с выполнением делегированных республике государственных полномочий, не подкрепленных финансовыми источниками, а также с финансовым обеспечением «майских» Указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых с 2012 года пришлось направить более 6 млрд рублей. В итоге рост расходных полномочий заметно превысил рост доходов, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках, и к дополнительным расходам бюджета на их обслуживание.

В связи с разрывом между доходами и расходами только в 2016 году государственный долг республики вырос на 7,1 млрд  рублей. В результате расходы на обслуживание государственного долга в текущем году составили 2,5 млрд рублей (более 14 процентов от собственных доходов)!

Все это привело к критическому росту задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, за выполненные работы (услуги) для государственных и муниципальных нужд. На 01 октября 2017 объем кредиторской задолженности составил 6,5 млрд рублей, в том числе просроченной – 4,3 млрд рублей. Наличие просроченной кредиторской задолженности вызвало массовые блокировки счетов муниципальных учреждений, включая школы, детские сады, в которых в связи с этим возникли проблемы с питанием и подвозом детей. Тем самым создалась реальная угроза остановки деятельности данных учреждений.

Вместе с тем от принимаемых на федеральном уровне решений, влияющих на доходную часть региональных бюджетов, республика продолжает терять серьезный объем средств. В частности, потери консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2017 – 2020 годах в связи с уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты составят ежегодно порядка 750 млн рублей.

А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, в связи с действием Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд рублей, при этом региональные органы власти не вправе повлиять на предусмотренную указанным Федеральным законом процедуру применения налоговых льгот.

В условиях необходимости сокращения государственного долга, выполнения требований Министерства финансов Российской Федерации по приведению долговой нагрузки к согласованным параметрам невозможно обеспечить социальные расходы, не говоря уже о расходах на развитие.

Несмотря на все меры, принимаемые органами власти республики для обеспечения сбалансированности бюджета (в части мобилизации доходов, оптимизации расходов, отмены налоговых льгот и отдельных видов социальной поддержки) без финансовой поддержки из федерального бюджета с создавшейся ситуацией самостоятельно не справится.

Данные обстоятельства и нерешение существующих проблем в ближайшее время неминуемо приведут к массовому недовольству населения и социальному взрыву, в связи с чем мы настоятельно просим при рассмотрении проекта федерального закона № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» принять решение по следующим вопросам:

1) оказать Республике Хакасия разовую финансовую помощь на погашение просроченной кредиторской задолженности в размере 4,3 млрд рублей;

2) пересмотреть размер финансовой помощи Республике Хакасия с учетом компенсации выпадающих доходов бюджета от принятых на федеральном уровне решений и расходных обязательств, в том числе делегированных с федерального уровня, установив его в размере не менее 6 млрд рублей ежегодно;

3) выделить 17,9 млрд рублей на погашение коммерческих заимствований Республики Хакасия.

 

 

г. Абакан

____ ____________ 2017 года