41-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 23Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»
Докладывает: Комаров Сергей Владимирович заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политикеМатериалы по рассматриваемому вопросу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия
«К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву
об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Серебренникову и В.А. Петренко с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
25 октября 2017 года
№ 1501-41
ОБРАЩЕНИЕ
Верховного Совета Республики Хакасия
К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву
об оказании финансовой помощи Республике Хакасия
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования.
Недостаток средств на обеспечение расходных обязательств привел к тому, что в республике, располагающей богатейшими природными ресурсами, транспортной, энергетической инфраструктурой, металлургической и угольной отраслями промышленности, в 2016 году сложился самый высокий дефицит бюджета среди субъектов Российской Федерации, а государственный долг бюджета по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей (137 процентов от собственных доходов), из них 17,9 млрд рублей – коммерческий долг.
В результате ранее проведенных налоговых реформ (в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и др.) за прошедшие годы Республика Хакасия потеряла более 10 млрд рублей.
При этом нагрузка на бюджет значительно возросла в связи с выполнением делегированных республике государственных полномочий, не подкрепленных финансовыми источниками, а также с финансовым обеспечением майских указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых с 2012 года пришлось направить более 6 млрд рублей. В итоге рост расходных полномочий заметно превысил рост доходов, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках и к дополнительным расходам бюджета на их обслуживание.
В связи с разрывом между доходами и расходами только в 2016 году государственный долг республики вырос на 6,2 млрд рублей. В результате расходы на обслуживание государственного долга в текущем году составили 2,5 млрд рублей (!), или более 14 процентов от собственных доходов.
Все это привело к критическому росту задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, за выполненные работы (услуги) для государственных и муниципальных нужд. На 01 октября 2017 объем кредиторской задолженности составил 6,5 млрд рублей, в том числе просроченной – 4,3 млрд рублей. Наличие просроченной кредиторской задолженности вызвало массовые блокировки счетов муниципальных учреждений, включая школы, детские сады, в которых в связи с этим возникли проблемы с питанием и подвозом детей. Тем самым создалась реальная угроза остановки деятельности данных учреждений.
Вместе с тем от принимаемых на федеральном уровне решений, влияющих на доходную часть региональных бюджетов, республика продолжает терять серьезный объем средств. В частности, потери консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2017 – 2020 годах в связи с уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты составят ежегодно порядка 750 млн рублей.
А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, в связи с действием Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд рублей, при этом региональные органы власти не вправе повлиять на предусмотренную указанным Федеральным законом процедуру применения налоговых льгот.
В условиях необходимости сокращения государственного долга, выполнения требований Министерства финансов Российской Федерации по приведению долговой нагрузки к согласованным параметрам невозможно обеспечить социальные расходы, не говоря уже о расходах на развитие.
Несмотря на все меры, принимаемые органами власти республики для обеспечения сбалансированности бюджета (в части мобилизации доходов, оптимизации расходов, отмены налоговых льгот и отдельных видов социальной поддержки), без финансовой поддержки из федерального бюджета с создавшейся ситуацией самостоятельно не справиться.
Данные обстоятельства и нерешение существующих проблем в ближайшее время неминуемо приведут к массовому недовольству населения и социальному взрыву, в связи с чем мы убедительно просим принять следующие решения:
1) оказать Республике Хакасия разовую финансовую помощь на погашение просроченной кредиторской задолженности в размере 4,3 млрд рублей;
2) пересмотреть размер финансовой помощи Республике Хакасия с учетом компенсации выпадающих доходов бюджета от принятых на федеральном уровне решений и расходных обязательств, в том числе делегированных с федерального уровня, установив его в размере не менее 6 млрд рублей ежегодно;
3) выделить 17,9 млрд рублей на погашение коммерческих заимствований Республики Хакасия.
г. Абакан
25 октября 2017 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия
«К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву
об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву об оказании финансовой помощи Республике Хакасия».
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.А. Серебренникову и В.А. Петренко с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2017 года
№ __________
ОБРАЩЕНИЕ
Верховного Совета Республики Хакасия
К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву
об оказании финансовой помощи Республике Хакасия
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В настоящее время в Республике Хакасия сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования.
Недостаток средств на обеспечение расходных обязательств привел к тому, что в республике, располагающей богатейшими природными ресурсами, транспортной, энергетической инфраструктурой, металлургической и угольной отраслями промышленности, в 2016 году сложился самый высокий дефицит бюджета среди субъектов Российской Федерации, а государственный долг бюджета по итогам 2017 года составит 24,7 млрд рублей (137 процентов от собственных доходов), из них 17,9 млрд рублей – коммерческий долг.
В результате ранее проведенных налоговых реформ (в том числе в части отмены налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, централизации водного налога, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и др.) за прошедшие годы Республики Хакасия потеряла более 10 млрд рублей.
При этом нагрузка на бюджет значительно возросла в связи с выполнением делегированных республике государственных полномочий, не подкрепленных финансовыми источниками, а также с финансовым обеспечением «майских» Указов Президента Российской Федерации, на реализацию которых с 2012 года пришлось направить более 6 млрд рублей. В итоге рост расходных полномочий заметно превысил рост доходов, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках, и к дополнительным расходам бюджета на их обслуживание.
В связи с разрывом между доходами и расходами только в 2016 году государственный долг республики вырос на 7,1 млрд рублей. В результате расходы на обслуживание государственного долга в текущем году составили 2,5 млрд рублей (более 14 процентов от собственных доходов)!
Все это привело к критическому росту задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, за выполненные работы (услуги) для государственных и муниципальных нужд. На 01 октября 2017 объем кредиторской задолженности составил 6,5 млрд рублей, в том числе просроченной – 4,3 млрд рублей. Наличие просроченной кредиторской задолженности вызвало массовые блокировки счетов муниципальных учреждений, включая школы, детские сады, в которых в связи с этим возникли проблемы с питанием и подвозом детей. Тем самым создалась реальная угроза остановки деятельности данных учреждений.
Вместе с тем от принимаемых на федеральном уровне решений, влияющих на доходную часть региональных бюджетов, республика продолжает терять серьезный объем средств. В частности, потери консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2017 – 2020 годах в связи с уменьшением нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты составят ежегодно порядка 750 млн рублей.
А обнуление налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Республики Хакасия, в связи с действием Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к бюджетным потерям в размере более 4,2 млрд рублей, при этом региональные органы власти не вправе повлиять на предусмотренную указанным Федеральным законом процедуру применения налоговых льгот.
В условиях необходимости сокращения государственного долга, выполнения требований Министерства финансов Российской Федерации по приведению долговой нагрузки к согласованным параметрам невозможно обеспечить социальные расходы, не говоря уже о расходах на развитие.
Несмотря на все меры, принимаемые органами власти республики для обеспечения сбалансированности бюджета (в части мобилизации доходов, оптимизации расходов, отмены налоговых льгот и отдельных видов социальной поддержки) без финансовой поддержки из федерального бюджета с создавшейся ситуацией самостоятельно не справится.
Данные обстоятельства и нерешение существующих проблем в ближайшее время неминуемо приведут к массовому недовольству населения и социальному взрыву, в связи с чем мы убедительно просим принять следующие решения:
1) оказать Республике Хакасия разовую финансовую помощь на погашение просроченной кредиторской задолженности в размере 4,3 млрд рублей;
2) пересмотреть размер финансовой помощи Республике Хакасия с учетом компенсации выпадающих доходов бюджета от принятых на федеральном уровне решений и расходных обязательств, в том числе делегированных с федерального уровня, установив его в размере не менее 6 млрд рублей ежегодно;
3) выделить 17,9 млрд рублей на погашение коммерческих заимствований Республики Хакасия.
г. Абакан
____ ____________ 2017 года