39-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 17О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию»
Докладывает: Михеев Николай Зиновьевич председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политикеМатериалы по рассматриваемому вопросу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 2 в части
Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ
«О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников,
проживающих и работающих в сельских населенных пунктах,
поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности
в медицинских организациях государственной системы здравоохранения
Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию»
Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 11 мая 2017 года № 22-17-2017 на часть 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию»,
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Протест прокурора Республики Хакасия от 11 мая 2017 года № 22-17-2017 на часть 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию» удовлетворить.
2. Рекомендовать Правительству Республики Хакасия в целях приведения Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию» в соответствие с федеральным законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.
3. Направить настоящее Постановление Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и прокурору Республики Хакасия.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
28 июня 2017 года
№ 1431-39
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия
«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 2 в части
Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ
«О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников,
проживающих и работающих в сельских населенных пунктах,
поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности
в медицинских организациях государственной системы здравоохранения
Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию»
Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию»,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
2. Обратиться к Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия с просьбой дать заключение на указанный протест прокурора Республики Хакасия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
21 июня 2017 года
№ 193-п
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н. Штыгашеву
ПРОТЕСТ
на часть 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 119-ЗРХ
«О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников,
проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках),
занимающих должности в медицинских организациях государственной системы
здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию» (в ред. от 08.05.2017)
12.12.2012 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 20.12.2012 за № 119-ЗРХ и в настоящее время действует в редакции Законов Республики Хакасия от 10.06.2014 № 56-ЗРХ, от 04.07.2016 № 55-ЗРХ, от 08.05.2017 № 30-3PX (далее - Закон РХ № 119-ЗРХ).
Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии», 2012, № 107; 2014, № 37; 2016, № 49.
По результатам проверки установлено, что отдельные нормы Закона РХ № 119-ЗРХ противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Закон РХ № 119-ЗРХ, исходя из его преамбулы, устанавливает меру социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию.
Статьей 1 Закона РХ № 119-ЗРХ определены категории граждан, имеющих право на меру социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 данной статьи право на меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом (далее - мера социальной поддержки), имеют медицинские и фармацевтические работники с высшим или средним медицинским и фармацевтическим образованием соответственно (далее - граждане), проживающие в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках):
занимающие должности в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения Республики Хакасия, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), получавшие меры социальной поддержки до 01 января 2005 года (в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1);
вышедшие на пенсию до 01 января 2005 года, если непосредственно перед выходом на пенсию они занимали должности в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения Республики Хакасия, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), и общий стаж их работы в указанных медицинских организациях составлял не менее десяти лет.
При этом, на основании части 1 статьи 2 Закона РХ № 119-ЗРХ для указанных категорий граждан устанавливается мера социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 485 рублей.
Таким образом, категории граждан, указанные в пунктах 1, 2 статьи 1 Закона РХ № 119-ЗРХ, ограничены размером компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения, лишены права на меру социальной поддержки в виде компенсации фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (действовало до 08.05.2003). На основании пункта 10 данного Постановления квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Пункты 20 и 21 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (утратило силу 28.10.2003) предусматривали обеспечение всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением, а также устанавливали, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналам и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Впоследствии указанные гарантии были восприняты рядом федеральных законодательных актов, в частности, Жилищным кодексом РСФСР, в соответствии со статьей 59 которого, специалисты, работавшие и проживавшие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством СССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее - Основы) в редакции, действовавшей до 01.01.2005, предоставляла право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работавшим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей.
До 01.01.2005 гарантированное Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за вышедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохранялось на основании Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу, одновременно названная статья дополнения частями 5 и 6, согласно которым полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения - органам местного самоуправления.
Статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В статье 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 03.04.2017) указан весь перечень гарантий, которые предусматривают права медицинских работников и фармацевтических работников.
В силу части 2 статьи 72 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как
правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001№ 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П, определения от 04.12.2003 № 415-0, от 15.02.2005 № 17-0, от 01.12.2005 № 521-0 и др.).
Суды неоднократно указывали, в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ и переходом от предоставления натуральных льгот к предоставлению субъектом Российской Федерации компенсаций, их размер должен покрывать затраты льготников на оплату жилья, отопления и освещения.
С учетом изложенного, часть 1 статьи 2 Закона РХ № 119-ЗРХ в части применения меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 485 рублей к категории граждан, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 Закона РХ № 119-ЗРХ, ухудшает условия предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам по сравнению с ранее действовавшим федеральным законодательством и, тем самым, нарушает требования Федерального закона № 122-ФЗ.
Позиция о незаконности ограничения размера компенсационной выплаты медицинским работникам, получавших их до 01.01.2005, подтверждена судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 № 42-АПГ14-5).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением части 1 статьи 2 в части Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия, а также вышедших на пенсию» (в ред. от 08.05.2017) в соответствие с требованиями федерального законодательства.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.
Прокурор республики Д.Г. Попов