32-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 22О предложении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 23(2) Федерального закона «Об электроэнергетике»
Докладывает: Пономаренко Марина Юрьевна председатель Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики ХакасияМатериалы по рассматриваемому вопросу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О предложении Главы Республики Хакасия –
Председателя Правительства Республики Хакасия
о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы
в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона
«О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона
«Об электроэнергетике»
Рассмотрев предложение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона «Об электроэнергетике»,
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
- Одобрить предложение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона «Об электроэнергетике».
- Поручить комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту разработать проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона «Об электроэнергетике» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.
- Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
26 октября 2016 года
№ 1185-32
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия
«О предложении Главы Республики Хакасия –
Председателя Правительства Республики Хакасия
о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы
в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона
«О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона
«Об электроэнергетике»
Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О предложении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона «Об электроэнергетике»,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О предложении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия о разработке и внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 232 Федерального закона «Об электроэнергетике» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
24 октября 2016 года
№ 303-п
Председателю
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н. Штыгашеву
Уважаемый Владимир Николаевич!
На основании статьи 86 Конституции Республики Хакасия, статьи 84 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы вношу предложение о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обусловлена наличием в Республике Хакасия особенностей структуры электропотребления, а также схемы присоединения крупнейшего потребителя ПАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» (далее - ВН1), на долю которого приходится свыше 70% потребления электрической энергии/мощности консолидированного баланса субъекта, к региональным электрическим сетям. Особенностью присоединения к электрическим сетям указанного потребителя является подключение к региональным электрическим сетям через договор аренды электросетевого хозяйства «последняя миля». Такой механизм позволяет удерживать тарифы на электрическую энергию для населения региона на одном из самых низких уровней в Российской Федерации за счет перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. В 2016 году объем перекрестного субсидирования населения составил 1,4 млрд руб., из них 0,53 млрд руб. приходится на РУСАЛ.
Абзацем 3 пункта 9 статьи 8 35-ФЗ Республика Хакасия отнесена к регионам, где действие «последней мили» продлено до 01.07.2017, при этом ставка перекрестного субсидирования на 2014 год зафиксирована подпунктом 1.2. статьи 23.2 35-ФЗ в размере 129 руб./МВт.ч. с условием ее снижения в последующие периоды темпами, предусмотренными абзацем 3 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ. Для снижения последствий от ликвидации «последней мили» Правительством Республики Хакасия задействованы все возможные механизмы. Тем не менее, совокупность принятых мер не позволила исключить возникновение выпадающих доходов территориальных сетевых организаций уже в 2016 году с тенденцией роста в последующие периоды.
Учитывая дотационность бюджета Республики Хакасия выделение бюджетных средств на покрытие выпадающих доходов территориальных сетевых организаций также невозможно.
В отсутствие средств бюджетной системы неизбежен значительный рост тарифов, что негативно повлияет на формирование условий для развития среднего и малого бизнеса, а соответственно, неизбежно отразится и на населении региона.
В качестве меры по выходу из сложившейся ситуации предлагаем рассмотреть и внести в Государственную Думу Российской Федерации проект закона, регламентирующий перевод Республики Хакасия в группу регионов, где продление договоров аренды электросетевого хозяйства предусмотрено до 01.07.2029 с условием поэтапного снижения ставки перекрестного субсидирования по алгоритму, зафиксированному в абзаце 1 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ для соответствующих регионов.
Указанная мера позволит осуществить переход к экономически обоснованным тарифам на электрическую энергию для населения без значительных социальных и экономических последствий для всех категорий потребителей.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия В.Зимин
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 8 И 23.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»
Принят
Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, Ст. 37; 2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29, ст. 3418; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, № 1, ст. 13; № 7, ст. 905; № 11, ст. 1502; № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7336, 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7616; 2013, № 14, ст. 1643; № 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) в части 9 статьи 8:
а) в абзаце втором после слов «Республики Бурятия,» дополнить словами «Республики Хакасия,»;
б) в абзаце третьем слова «Республики Хакасия,» исключить;
2) в пункте 1.3 статьи 23.2:
а) дополнить новыми абзацами пятым-седьмым следующего содержания:
«Ставка перекрестного субсидирования в Республике Хакасия:
с 1 января 2017 года устанавливается на уровне утвержденной на 1 января 2016 года;
начиная с 1 июля 2017 года рассчитывается ежегодно как разность размера ставки в первом полугодии текущего периода регулирования и величины перекрестного субсидирования, составляющей не менее чем пять процентов от размера ставки перекрестного субсидирования по состоянию на 1 января 2014 года.»;
б) абзацы пятый-девятый считать соответственно абзацами восьмым-двенадцатым.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. ПУТИН
Пояснительная записка
к проекту изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обусловлена наличием в Республике Хакасия особенностей структуры электропотребления, а также схемы присоединения крупнейшего потребителя ПАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» (далее - ВН1), на долю которого приходится свыше 70% потребления электрической энергии/мощности консолидированного баланса субъекта, к региональным электрическим сетям. Особенностью присоединения к электрическим сетям указанного потребителя является подключение к региональным электрическим сетям через договор аренды электросетевого хозяйства «последняя миля». Такой механизм позволяет удерживать тарифы на электрическую энергию для населения региона на одном из самых низких уровней в Российской Федерации за счет перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. В 2016 году объем перекрестного субсидирования населения составил 1,4 млрд руб., из них 0,53 млрд руб. приходится на РУСАЛ.
Федеральным законом от 06.11.2013 № 308-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее 35-ФЗ) в части, касающейся «последней мили».
Абзацем 3 пункта 9 статьи 8 35-ФЗ Республика Хакасия отнесена к регионам, где действие «последней мили» продлено до 01.07.2017, при этом ставка перекрестного субсидирования на 2014 год зафиксирована подпунктом 1.2. статьи 23.2 35-ФЗ в размере 129 руб./МВт.ч. с условием ее снижения в последующие периоды темпами, предусмотренными абзацем 3 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ. Для снижения последствий от ликвидации «последней мили» Правительством Республики Хакасия задействованы все возможные механизмы: оптимизированы расходы на содержание электросетевых объектов территориальных сетевых организаций, исключены компании, не удовлетворяющие требованиям к организациям отрасли, тарифы на услуги по передаче электрической энергии в текущем периоде для потребителей группы «прочие» установлены с превышением параметров Прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на соответствующий период. Тем не менее, совокупность принятых мер не позволила исключить возникновение выпадающих доходов территориальных сетевых организаций уже в 2016 году с тенденцией роста в последующие периоды.
В качестве источников компенсации могут рассматриваться тарифные и бюджетные. Вариант субсидирования некомпенсированных объемов перекрестного субсидирования из средств федерального бюджета неоднократно рассматривался на совместных совещаниях представителей органов исполнительной власти региона с представителями федеральных органов исполнительной власти. Также направлялись неоднократные обращения в адрес Министерства энергетики Российской Федерации, являющимся распорядителем средств федерального бюджета в рамках государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» и Министерства финансов Российской Федерации по вопросу выделения региону субсидии на покрытие убытков, вызванных ликвидацией механизма «последней мили». На обращения получены отказы, обоснованные отсутствием средств в федеральном бюджете на указанные цели, а также секвестированием подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Учитывая дотационность бюджета Республики Хакасия выделение бюджетных средств на покрытие выпадающих доходов территориальных сетевых организаций также невозможно.
В отсутствие средств бюджетной системы неизбежен значительный рост тарифов, что негативно повлияет на формирование условий для развития среднего и малого бизнеса, а соответственно, неизбежно отразится и на населении региона.
В качестве меры по выходу из сложившейся ситуации предлагаем рассмотреть и внести в Государственную Думу Российской Федерации проект закона, регламентирующий перевод Республики Хакасия в группу регионов, где продление договоров аренды электросетевого хозяйства предусмотрено до 01.07.2029 с условием поэтапного снижения ставки перекрестного субсидирования по алгоритму, зафиксированному в абзаце 1 подпункта 1.3. статьи 23.2 35-ФЗ для соответствующих регионов.
Указанная мера позволит осуществить переход к экономически обоснованным тарифам на электрическую энергию для населения без значительных социальных и экономических последствий для всех категорий потребителей.
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и
иных нормативно - правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике»
Принятие изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребует внесение изменений в пункт 81 (4) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.