Cессий

27-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 20

О протесте прокурора Республики Хакасия на пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия»

Докладывает: Комаров Сергей Владимирович заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

О протесте прокурора Республики Хакасия на пункт 2 статьи 1

Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ

«О приостановлении действия отдельных положений

законодательных актов Республики Хакасия»

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 29 февраля 2016 года № 21-12-2016 на пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия»,

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест  прокурора  Республики  Хакасия  от  29  февраля 2016 года № 21-12-2016 на пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» удовлетворить.

2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике подготовить проект закона Республики Хакасия о внесении соответствующих изменений в Закон Республики Хакасия «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.

3. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                       В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

30 марта 2016 года

1005-27

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 23.03.2016 № 98-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на пункт 2 статьи 1

Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ

«О приостановлении действия отдельных положений

законодательных актов Республики Хакасия»

 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2015 года № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                  В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

23 марта 2016 года

 

98-п

 

Сопроводительное письмо

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

 

 

Уважаемый Владимир Николаевич!

 

Направляю для рассмотрения протест прокуратуры республики на пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия».

 

Приложение: на 4 л.

 

 


 

Прокурор республики                                                                    Д.Г. Попов

Протест прокурора РХ...

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

 

ПРОТЕСТ

На пункт 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия

от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия

отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия»

 

25.11.2015 Верховным Советом Республики Хакасия принят и 07.12.2015 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия подписан Закон Республики Хакасия № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» (далее -Закон РХ № 111-ЗРХ), опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, вступивший в силу с 01.01.2016.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РХ № 111-ЗРХ с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно приостановлено действие части 2 статьи 2(1) Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РХ № 55-ЗРХ).

По результатам проверки, с учетом практики правоприменения установлено, что данная правовая норма противоречит положениям федерального законодательства и нарушает права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение в полной мере предоставленными мерами социальной поддержки по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) гарантировано полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.

В силу статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ материальное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) возложено на субъект Российской Федерации.

Законом РХ № 55-ЗРХ, принятым в целях реализации и обеспечения исполнения положений Федерального закона № 159-ФЗ, установлены основные и дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, а также лиц из их числа, достигших возраста 23 лет.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона РХ № 55-ЗРХ в основные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены ежемесячные расходы: на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь; на медикаменты, культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг. При этом затраты исчисляются в размере 4 процентов от средней стоимости содержания воспитанника в муниципальных и государственных организациях (за исключением федеральных государственных образовательных организаций) для детей-сирот всех типов (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги).

Базовый размер денежных средств на возмещение основных гарантий для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в муниципальных и государственных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, установлен в части 1 ст. 2(1) Закона РХ № 55-ЗРХ.

При этом в части 2 ст. 2(1) Закона РХ указано на то, что индексация размера денежных средств на социальную поддержку детей-сирот устанавливается законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и на плановый период.

Приостановление действия указанной нормы влечет временное прекращение выполнения государством своих обязательств, и размер денежных средств на возмещение основных гарантий не будет учитывать уровень инфляции на текущий год. В результате приостановления индексации размера денежных средств на социальную поддержку детей-сирот в условиях инфляции произойдет уменьшение объема данных выплат, что не позволит в полной мере обеспечить предоставление мер социальной поддержки.

Однако статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

Внесение пунктом 2 статьи 1 Закона РХ № 111-ЗРХ изменений в правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки не согласуется с вышеуказанными конституционными положениями, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и государству, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, Определение от 01.12.2005 № 521-О), предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В этой связи представляется бесспорным, что вследствие непрерывных инфляционных процессов, происходящих в национальной экономике, применение индексации является необходимым элементом механизма правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом социального пособия.

Таким образом, индексация установленного законом размера социальной выплаты представляет собой неотъемлемую часть меры социальной поддержки, отказ от которой неизбежно повлечет существенное уменьшение объема социальной помощи, что в условиях ее приостановления на длительный период равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.

В связи с тем, что в пункте 2 статьи 1 принятого Закона Республики Хакасия от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Республики Хакасия» не учтены вышеуказанные требования конституционных норм дающих право на меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, к которым относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с индексацией выплат в условиях инфляции, то данная норма регионального закона подлежит отмене.

Изложенная позиция подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.1015 № 72-АПГ15-7, от 14.10.2015 № 53-АПГ15-50).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 28.11.2015),

ТРЕБУЮ:

 

1.      Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с отменой пункта 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 07.12.2015 № 111-ЗРХ «О приостановлении действия отдельных положений
законодательных актов Республики Хакасия».

2.   О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

 

Прокурор республики                                                                                                            Д.Г. Попов