Skip to main content

Президиум

Об отзыве на проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Воронин Пётр Иванович

председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по аграрной политике, продовольствию и землепользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 364444-7

«О внесении изменений в статью 5 Федерального закона

«О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности

в Российской Федерации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.Н. Пономаревым, Н.Д. Боевой, Л.А. Огулем, членом Совета Федерации С.Ф. Лисовским, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от ___ ____________ 2018 года

 

№ __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 364444-7

«О внесении изменений в статью 5 Федерального закона

«О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности

в Российской Федерации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы   И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.Н. Пономаревым, Н.Д. Боевой, Л.А. Огулем, членом Совета Федерации С.Ф. Лисовским, поддерживает его принятие.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 23.01.2018 № 94

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

23 января 2018 г.

 

96. О проекте федерального закона № 364444-7 мО внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока) - вносят депутаты Государственной Думы И.А. Яровая, Э.А. Валеев, А.Н. Пономарев, Н.Д. Боева, Л.А. Огуль, член Совета Федерации С.Ф. Лисовский

 

Принято решение:

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (предста­вительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, соисполнителем - Коми­тет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инно­вационному развитию и предпринимательству.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам до 26 февраля 2018 года.

2. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам с учетом посту­пивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект феде­рального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3. Включить указанный проект федерального закона в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2018 года (март).

 

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                                                                              В.В. Володин

 

 

 

Председателю

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

В.В. ВОЛОДИНУ

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

На основании части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации вносим на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

Приложение: Текст законопроекта и материалы к нему на 7 л.

 

Депутаты Государственной Думы

И.А. Яровая

Э.А. Валеев

А.Н. Пономарев

Н.Д. Боева

Л.А. Огуль

 

Член Совета Федерации

С.Ф. Лисовский

 

 

 

Вносят

депутаты Государственной Думы

И.А. Яровая,

Э.А. Валеев,

А.Н. Пономарев,

Н.Д. Боева,

Л.А. Огуль,

член Совета Федерации

С.Ф. Лисовский

 

№ 364444-7

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в статью 5 Федерального закона

«О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

 

Статья 1

 

Пункт 4 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 27; 2011, № 31, ст. 4700; 2013, № 30, ст. 4069) изложить в следующей редакции:

«4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, содействие расширению их доступа на рынки сбыта сельскохозяйственной продукции;».

 

Статья 2

 

Внести в часть 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 2; 2010, № 52, ст. 6984; 2011, № 48, ст. 6728; 2012, № 53, ст. 7643; 2013, № 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) в пункте 4:

подпункт «д» исключить;

подпункт «е» считать подпунктом «д»;

2) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока».

 

 

Президент

Российской Федерации                                                           В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5

Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13

Федерального закона «Об основах государственного регулирования

торговой деятельности в Российской Федерации»

 

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект) предлагается внести уточняющее изменение в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», согласно которому расширение доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции признается одним из основных направлений государственной аграрной политики.

Такая конкретизация Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» полностью согласуется со Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, в которой указанное направление отнесено к числу приоритетных в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) предлагается дополнить нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.

В настоящее время хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети, запрещено навязывать поставщикам условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации (подпункт «д» пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 381- ФЗ).

При этом действующим законодательством возврат непроданных продовольственных товаров не предусмотрен и не допускается. Не содержат положения о допустимости возврата нереализованной в срок продукции обратно поставщикам действующие технические регламенты и подзаконные акты.

Наряду с этим в законодательстве установлен законодательный запрет на куплю-продажу продуктов питания с истекшими сроками годности.

Однако запрет навязывания не обеспечивается равноправием сторон. Возврат нереализованной продукции требует доказывания факта навязывания, что с учетом неравного с торговыми сетями экономического положения является заведомо невыполнимым условием для производителя.

Такой обременительный подход сформировал негативную правоприменительную практику, наносящую колоссальный вред экономическим интересам и прямой ущерб сельскохозяйственным предприятиям и отечественным производителям, малому и среднему бизнесу.

В последние годы усилилась тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определенного срока (например, по отдельным хлебопекарным предприятиям в регионах возврат доходит до 50 % от всей поставки, по мясной продукции - до 30 %).

Такая практика причиняет существенный ущерб отечественным производителям. По самым осторожным подсчетам, в частности, хлебопекарные предприятия из года в год вынуждены терять вследствие таких возвратов миллиарды рублей. Фактически уничтожается в среднем около 3 млн. тонн высококачественной пшеницы и ржи ежегодно.

Прямой ущерб производителю - это прямые потери продукции, нереализованной по вине торговых сетей, являющихся собственниками этой продукции. А убытки несет производитель. Более того, такая порочная практика напрямую вредит и покупателю, потому что дополнительный ущерб производителя неизбежно перекладывается либо в снижение качества продукции, либо в уменьшение ее объема, либо в повышение цены. Это все невыгодно покупателю. Поэтому, задача законопроекта - защитить и покупателя, и производителя.

Возврат качественного продукта противоречит исходному пониманию договора купли-продажи, в том числе на уровне международных актов и дискриминирует исключительно отечественных производителей, поскольку не применяется в отношении зарубежных поставщиков, что обеспечивается запретом с мерами ответственности.

Проведенный опрос производителей в рамках мониторинга «Честная цена» по оценке правоприменительной практики положений Федерального закона № 273-ФЭ, осуществляемого по инициативе партии «Единая Россия», показал, что абсолютное большинство опрошенных производителей продовольственной продукции и представителей ассоциаций (союзов) выступают за законодательный запрет возврата нереализованной продукции, поскольку это наносит серьезный ущерб производству.

Большинство ведущих ассоциаций и отраслей подчеркнули актуальность проблемы возврата нереализованной продукции и высказали позицию о необходимости законодательного урегулирования запрета на возврат продукции, нереализованной по истечении определенного срока.

Данный законопроект поддержан Минсельхозом России и Роспотребнадзором, а также прошел предварительное обсуждение с участниками продовольственного рынка, в том числе представителями отраслевых союзов (ассоциаций) производителей и торговых сетей.

Принятие законопроекта позволит создать дополнительные условия, стимулирующие j азвитие отечественного производства и обеспечение продовольственного рынка качественными продуктами, а также восстановить социальную справедливость, как в отношении покупателей, так и производителей, отвечающую нормальной логике договорных отношений.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ


к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5

Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13

Федерального закона «Об основах государственного регулирования

торговой деятельности в Российской Федерации»

 

 

Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких- либо изменений финансовых обязательств государства.

ПЕРЕЧЕНЬ

 

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием

федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона

«О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

 

 

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Об отзыве на проект федерального закона № 364444-7

«О внесении изменений в статью 5 Федерального закона

«О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности

в Российской Федерации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.Н. Пономаревым, Н.Д. Боевой, Л.А. Огулем, членом Совета Федерации С.Ф. Лисовским, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                     В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

07 февраля 2018 года

 

№ 18-п

           Приложение

           к постановлению Президиума

           Верховного Совета

           Республики Хакасия

           от 07 февраля 2018 года

 

           № 18-п

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 364444-7

«О внесении изменений в статью 5 Федерального закона

«О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности

в Российской Федерации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.Н. Пономаревым, Н.Д. Боевой, Л.А. Огулем, членом Совета Федерации С.Ф. Лисовским, поддерживает его принятие.