Рекомендации, выработанные участниками Публичных слушаний по проекту закона Республики Хакасия № 15-25/113-5 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Скачать в формате Microsoft Word

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ
по проекту закона Республики Хакасия № 15-25/113-5 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов»

г. Абакан 18 ноября 2011 года


РЕКОМЕНДАЦИИ

Обсудив в соответствии со статьёй 23 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2007 года № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» проект закона Республики Хакасия № 15-25/113-5 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – проект закона), выводы и предложения Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия по указанному проекту закона, участники публичных слушаний отмечают следующее.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации представленный проект закона наряду с плановыми назначениями на очередной финансовый год содержит плановые назначения и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Общие доходы республиканского бюджета на 2012 год запланированы в сумме 15 125 973 тыс. рублей (что на 1 353 485 тыс. рублей меньше плановых назначений 2011 года с учетом изменений, но на 1 948 594 тыс. рублей больше первоначально утвержденных доходов республиканского бюджета на 2011 год). Прогнозируемый объем доходов на 2013 год предусмотрен в сумме 14 916 378 тыс. рублей (98,6 процента к плану 2012 года) и на 2014 год – в сумме 15 137 440 тыс. рублей (101,5 процента к плану 2013 года).

Собственные доходы республиканского бюджета (без учета финансовой помощи из Российской Федерации) на 2012 год планируются в сумме 12 856 925 тыс. рублей, что на 1 403 637 тыс. рублей больше планируемых собственных доходов 2011 года (или 112,3 процента).
Исполнение по собственным доходам без учета доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по годам составило:

Годы

Всего собств. доходов

(тыс. рублей)

Собств. доходы без учета доходов от предприн. деятельности

(тыс. рублей)

Рост к предыдущему году

(тыс. рублей)

Рост

(%)

2008

6 975 737

6 408 123

+671 730

111,7

2009

7 716 958

7 129 516

+721 393

111,3

2010

8 878 934

8 878 934

+1 749 418

124,5

2011

(план)

 

11 453 288

 

 

+2 574 354

 

128,9

2012

(план)

 

12 856 925

 

 

+1 403 637

 

112,3

Наибольшее увеличение предполагается по таким доходным источникам, как:
- налог на прибыль организаций на 116,7 процента (+756 985 тыс. рублей);
- налог на доходы физических лиц на 119,2 процента (+ 441 548 тыс. рублей);
- налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения на 236,8 процента (+ 316 027 тыс. рублей). Значительный рост поступлений по данному виду налогов (включая налог, взимаемый в виде стоимости патента) вызван увеличением с 2012 года нормативов отчислений от указанного налога в республиканский бюджет до 100 процентов (ранее в республиканский и местные бюджеты поступало по 50 процентов).
Снижение плановых показателей на очередной финансовый год по отношению к утвержденным на 2011 год предполагается по таким доходным источникам, как:
- налог на имущество организаций – на 114 675 тыс. рублей (с 1 907 541 тыс. рублей в 2011 году до 1 792 866 тыс. рублей на 2012 год);
- налог на добычу полезных ископаемых – на 20 029 тыс. рублей (с 455 400 до 435 371 тыс. рублей);
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 15 031 тыс. рублей (со 121 784 тыс. рублей до 106 753 тыс. рублей) и др.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2012 год планируются в целом в сумме 2 269 048 тыс. рублей (что на 2 757 122 тыс. рублей меньше плановых назначений 2011 года с учетом изменений).
Вместе с тем следует отметить, что исходя из практики предыдущих лет, значительная часть видов и сумм финансовой помощи из федерального бюджета была предоставлена и включена в республиканский бюджет в течение года, таким образом, планируемый в законопроекте годовой объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета и в 2012 году будет также увеличен.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предполагаются в сумме 1 035 923 тыс. рублей, или на 566 299 тыс. рублей меньше запланированного на 2011 год.
Законопроектом предусмотрено поступление средств от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в сумме 36 737 тыс. рублей (в 2011 году было предусмотрено 130 162 тыс. рублей).

В представленном законопроекте расходы республиканского бюджета на 2012 год предусмотрены в общей сумме 16 976 012 тыс. рублей (что на 2 291 781 тыс. рублей меньше предусмотренных на 2011 год с учетом изменений, при этом на 1 582 379 тыс. рублей больше первоначально установленных на текущий год).
Общие расходы республиканского бюджета на 2013 год запланированы в сумме 15 326 132 тыс. рублей, на 2014 год – в сумме 15 137 440 тыс. рублей.

Дефицит республиканского бюджета на 2012 год планируется в сумме 1 850 039 тыс. рублей, что соответствует 14,4 процента, на 2013 год прогнозируемый дефицит установлен в сумме 409 754 тыс. рублей (или 3,0 процента), в 2014 году республиканский бюджет планируется исполнить без дефицита.
Согласно представленных источников финансирования дефицита республиканского бюджета в 2012 году (приложение 1 к проекту закона) в очередном финансовом году планируется привлечь 4 900 000 тыс. рублей заемных средств, в том числе путем: размещения государственных ценных бумаг на сумму 2 900 000 тыс. рублей; получения кредитов от кредитных организаций – в сумме 1 000 000 тыс. рублей; получения кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 1 000 000 тыс. рублей. Объем погашения указанных займов планируется в общей сумме 3 057 958 тыс. рублей.
В 2013 году планируется привлечь 1 300 000 рублей в форме размещения государственных ценных бумаг с общей суммой погашения указанных ценных бумаг и ранее полученных кредитов в размере 935 000 тыс. рублей.
В 2014 году также предполагается размещение ценных бумаг на сумму 1 995 000 тыс. рублей. При этом планируется погашение ценных бумаг и возврат ранее привлеченных кредитов на общую сумму 2 000 000 рублей. Таким образом (с учетом иных источников финансирования в сумме 5 000 тыс. рублей) размер дефицита предполагается нулевым.

На формирование расходной части республиканского бюджета на 2012 год оказали значительное влияние решения, в том числе федеральных органов государственной власти, повлекшие за собой существенное увеличение расходов республиканского бюджета, среди них:
- с 2012 года с муниципального на региональный уровень передаются полномочия в сфере здравоохранения;
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (в том числе педагогического персонала республиканских и муниципальных общеобразовательных учреждений с целью доведения размеров заработной платы педагогов до среднего уровня в отраслях экономики);
- увеличение объема субвенций муниципальным образованиям на реализацию основных и общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях (в связи с внедрением федерального стандарта) и др.
Кроме того, с 2012 года в составе республиканского бюджета будет образован Дорожный фонд Республики Хакасия. В связи с изменением источников формирования расходов на финансирование дорожного хозяйства (со значительным увеличением нагрузки на республиканский бюджет), плановые назначения на 2012 год на указанные расходы значительно уменьшены по отношению к утвержденным на 2011 год. Учитывая, что средства фонда в основном предполагается направить на строительство и ремонт дорог регионального и межмуниципального значения, считаем целесообразным и необходимым средства фонда, предназначенные в 2012 году для дорог местного значения, направлять не на реконструкцию и строительство дорог (что повлечет за собой дополнительные расходы на подготовку проектно-сметной документации и получения экспертиз), а на ремонты дорог поселений.
Вместе с тем в результате принятого решения о финансировании с очередного финансового года органов внутренних дел субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, объем высвобождаемых средств республиканского бюджета ориентировочно составит порядка 700 млн. рублей.

Согласно представленному законопроекту, реализация Республиканской адресной инвестиционной программы в 2012 году планируется в объеме 743 949 тыс. рублей. Кроме того, расходы на софинансирование объектов капитального строительства объектов муниципальной собственности, предусмотренные в республиканских целевых программах, планируются в общей сумме 536 245 тыс. рублей. Таким образом, объем капитальных вложений республиканского бюджета 2012 года составляет 7,4 процента общих расходов республиканского бюджета (что в 2 раза превышает долю инвестиционных расходов в общих расходах первоначально утверждаемого республиканского бюджета на 2011 год).

В очередном финансовом году расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования предусматриваются в объеме 943 114 тыс. рублей, что на 155 306 тыс. рублей больше плановых назначений 2011 года (или 119,7 процента к плану 2011 года).

Расходы на предоставление муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов общего характера (расходы на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и прочие трансферты) на 2012 год предусмотрены в сумме 965 361 тыс. рублей, что на 164 949 тыс. рублей меньше плановых назначений 2011 года (что в значительной степени объясняется указанными выше решениями, повлекшими перераспределение полномочий между региональным и местным уровнями, в частности в сфере здравоохранения). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируются в сумме 482 000 тыс. рублей (на 200 000 тыс. рублей меньше плана 2011 года), дотации на сбалансированность бюджетов – 200 000 тыс. рублей (на 11 060 тыс. рублей меньше 2011 года). Прочие межбюджетные трансферты предусмотрены в сумме 283 361 тыс. рублей (или на 46 111 тыс. рублей больше плана 2011 года), из них субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предполагаются на уровне плановых назначений 2011 года – 193 000 тыс. рублей.

Расходы на финансирование долгосрочных республиканских целевых программ на 2012 год предусматриваются в общей сумме 4 445 713 тыс. рублей, что составляет 115,1 процента (+ 582 973 тыс. рублей) расходов, утвержденных на 2011 год (с учетом изменений). Значительные увеличения по отношению к плановым назначениям 2011 года предполагаются по ряду программ, среди них:
- ДРЦП «Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 − 2013 годы)» - рост на 109 320 тыс. рублей (что составляет 121,2 процента плановых назначений 2011 года), в том числе по подпрограммам:
«Модернизация системы здравоохранения» - рост на 45 468 тыс. рублей;
«Здоровое поколение» - рост на 21 152 тыс. рублей;
- ДРЦП «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» - на 105 961 тыс. рублей (что в 1,8 раза превышает план 2011 года), в том числе расходы на подпрограмму «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» увеличиваются по сравнению с 2011 годом в 3,3 раза (с 33 247 до 110 000 тыс. рублей);
- ДРЦП «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 − 2015 годы)» – расходы увеличены со 136 000 до 142 150 тыс. рублей, в том числе по подпрограмме «Развитие электронного правительства и информационного пространства Республики Хакасия» расходы увеличиваются на 26 060 тыс. рублей (то есть составят 180 процентов от плановых назначений 2011 года);
- ДРЦП «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 − 2012 годы» - рост на 154 460 тыс. рублей, в том числе:
по подпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия» увеличение составит 128 654 тыс. рублей (или 138,8 процента);
по подпрограмме «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей Республики Хакасия на 2010 – 2012 годы» расходы увеличиваются на 9 000 тыс. рублей и устанавливаются в размере 20 000 тыс. рублей. При этом учитывая положительную практику реализации мероприятий по данной подпрограмме, а также большую востребованность, актуальность подпрограммы, значительный социальный эффект от ее реализации, считаем необходимым увеличить плановые назначения по данной подпрограмме на 5 млн. рублей;
- ДРЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 − 2014 годы» – рост на 25 500 тыс. рублей (или 148,1 процента);
- ДРЦП «Жилище (2011 − 2015 годы)» - рост на 40 365 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:
«Обеспечение жильем молодых семей» - рост на 25 840 тыс. рублей (с 10 000 до 35 840 тыс. рублей, то есть увеличение плановых назначений предполагается в 3,6 раза;
«Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» - рост на 22 080 тыс. рублей (с 16 000 до 38 080 тыс. рублей, то есть 2,4 раза) и др.

При этом по отдельным программам (подпрограммам) предполагается снижение плановых назначений по отношению к утвержденному плану текущего года. Так, к примеру:
- ДРЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия (2011 − 2015 годы)» - на 95 240 тыс. рублей (что составляет 72,2 к плану 2011 года), в том числе по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» снижение планируется в сумме 109 490 тыс. рублей (с 299 090 до 189 600 тыс. рублей), что составит 63,3 процента плана 2011 года);
- подпрограмма «Свой дом» - на 19 900 тыс. рублей (с 34 900 до 15 000 тыс. рублей), то есть снижение плановых назначений предполагается в 2,3 раза;
- ДРЦП «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Республики Хакасия (2011 − 2013 годы)» - на 116 744 тыс. рублей, в том числе по подпрограмме «Автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия» снижение составит 118 106тыс. рублей (85,5 процента плана 2011 года)
- подпрограмма «Развитие кадровой политики и системы непрерывной подготовки медицинских работников» - уменьшается на 1 500 тыс. рублей (с 7 000 до 5 500 тыс. рублей);
- подпрограмма «Социальное развитие села» - на 3 524 тыс. рублей и др.
Финансирование в объемах, равных плановым назначениям 2011 года предполагается по таким программам (подпрограммам), как:
- «Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» (в объеме 30 000 тыс. рублей);
- «Пожарная безопасность учреждений с круглосуточным пребыванием людей Республики Хакасия» (26 897 тыс. рублей);
- «Безопасность обращения с отходами Республики Хакасия» (20 000 тыс. рублей);
- «Оснащение многоквартирного жилищного фонда коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов на территории Республики Хакасия» (20 000 тыс. рублей);
- «Развитие донорства крови и ее компонентов» (10 000 тыс. рублей);
- «Автомобильные дороги общего пользования местного значения городских округов и поселений Республики Хакасия» (33 000 тыс. рублей).

Расходы на финансирование подпрограммы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» уменьшается по отношению к скорректированному плану 2011 года на 2 583 тыс. рублей. При этом следует отметить, что в течение ряда последних лет в республике для решения проблемы острой нехватки детских садов предпринимается комплекс мер по поддержке и развитию системы дошкольного образования, активно реализуется программа, направленная на строительство и реконструкцию дошкольных организаций. За период 2009 – 2010 годов в Республике Хакасия было дополнительно открыто 1 500 мест. Однако, несмотря на принимаемые меры, очередь в детские дошкольные учреждения возросла на 850 человек и достигла на 01.01.2011 года 10 450 человек. За текущий период 2011 года организовано уже 1 700 дополнительных мест, при этом очередь в ДДУ превысила 12 тыс. человек, в связи с чем для ослабления актуальности проблемы в республике считаем необходимым принять решение об увеличении выделяемых из республиканского бюджета средств до 100 млн. рублей на софинансирование расходов по ремонту и реконструкции детских дошкольных учреждений, перепрофилированию свободных площадей не полностью загруженных учебных заведений с целью открытия групп предшкольной подготовки детей, что позволит открыть в 2012 году 2500 дополнительных мест в ДДУ.

Анализ процессов перехода на новую систему оплаты труда, связанную с одной стороны с подушевым финансированием учреждений образования, с другой стороны – с системой распределения стимулирующей (премиальной) части фонда оплаты труда, выявил низкий уровень заработных плат педагогов начальных школ, педагогов в малокомплектных классах. В целях достижения минимального уровня заработной платы указанных категорий работников образования не ниже 16 010 рублей (в соответствии с условиями Соглашения между Правительством Республики Хакасия и Министерством образования Российской Федерации) необходимо пересмотреть коэффициенты начисления заработной платы названной категории работников, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09 ноября 2010 года № 577 (с изменениями) и увеличить общий объем финансирования заработной платы педагогов системы общего образования на 43 млн. рублей в 2012 году.

Законопроектом на реализацию долгосрочной республиканской программы «Старшее поколение на 2011 – 2013 годы» предусматривается 42 270 тыс. рублей, в том числе на оказание малообеспеченным гражданам пожилого возраста материальной помощи для установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг порядка предполагается направить 500 тыс. рублей. Полагаем, что указанная сумма недостаточна для решения актуальной для республики проблемы. Учитывая, что по решению федеральных органов власти установка названных приборов будет носить обязательный характер, считаем необходимым предусмотреть дополнительно на 2012 год не менее 1 млн. рублей на указанные расходы.

В 2011 году произошел резкий рост стоимости угля, данный факт не был учтен при расчетах дотаций муниципальным образованиям для содержания бюджетных учреждений. Соглашение о льготной стоимости угля между поставляющими компаниями и Правительством Республики Хакасия подписано только с середины 2011 года. В результате это привело к формированию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в объемах порядка 150 млн. рублей. В предыдущие годы аналогичные потери покрывались частично также за счет увеличения тарифов на следующий год. Однако принятое решение федеральных органов власти о полном ограничении роста тарифов на теплоэнергию с 01.01.2012 года исключило указанную возможность решения данной проблемы. Сложившаяся ситуация может привести к массовому банкротству теплоснабжающих организаций уже в ближайшее время. Считаем необходимым Правительству Республики Хакасия принять меры по снижению стоимости угля для теплоснабжающих организаций, либо рассмотреть вопрос о компенсации им выпадающих доходов.

В ходе мониторинга бюджетов муниципальных образований республики выяснилось, что расходы местных бюджетов на эксплуатацию, ремонт и содержание сетей уличного освещения не включены в тариф на оплату электроэнергии. По данной причине администрации муниципальных образований поселений вынуждены разрабатывать и заключать с энергоснабжающими организациями договоры на выполнение работ по содержанию и эксплуатации линий уличного освещения. Кроме того установлено, что также отсутствуют какие-либо нормативные правовые основания, не позволяющие включать расходы на указанные работы в общий тариф стоимости электроэнергии.
По оценкам экспертов, включение вышеуказанного комплекса работ по всей территории Республики Хакасия в энерготарифы приведет к увеличению тарифов на 1 кВт-час не более чем на 0,1 процента стоимости электроэнергии. Учитывая вышеизложенное, необходимо принять решение Госкомитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия о включении указанных расходов в тариф на электроэнергию, что, кроме исключения организационных потерь, приведет к экономии средств консолидированного бюджета Республики Хакасия до 150 млн. рублей в год.
Кроме того, в настоящее время средства бюджетов поселений на уличное освещение используются крайне неэффективно. В связи с отсутствием «пятого провода» (линий управления), ШУНО и счетчиков электроэнергии, оплата за потребленную электроэнергию на уличное освещение производится по мощности за полные сутки.
На основании вышеизложенного считаем необходимым разработать подпрограмму республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности Республики Хакасия» по уличному освещению, предусмотрев в ней мероприятия по установлению «пятого провода» (линии управления), монтажа ШУНО и счетчиков электроэнергии для линий уличного освещения, а также рассмотреть вопрос о возможности включения расходов на содержание и эксплуатацию линий уличного освещения в тариф на электроэнергию.

По решению федеральных органов власти в настоящее время отельные категории граждан (ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников войны и др.) еженедельно бесплатно получают «Российскую газету», что обеспечивает указанных лиц официальной информацией о происходящих изменениях федерального законодательства, наиболее значимых решениях федеральных органов власти и т.д. Считаем целесообразным принять решение по обеспечению указанной категории лиц средствами массовой информации, содержащими сведения о принимаемых решениях органов государственной власти Республики Хакасия (республиканская газета «Хакасия» и др.).

Участниками публичных слушаний неоднократно поднимался вопрос о льготном зубопротезировании отдельных категорий граждан. На сегодняшний день число граждан, нуждающихся в зубопротезировании на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Хакасия составляет более 12 тыс. человек. Кроме того, с июля 2009 года по настоящее время 22 тыс. граждан пожилого возраста приравнены к лицам, имеющим звание «Ветеран труда» и также имеют право на такую меру социальной поддержки. Учитывая вышеизложенное и тот факт, что для полного решения данной проблемы потребуются значительные расходы республиканского бюджета, считаем целесообразным направить на обеспечение бесплатного зубопротезирования льготных категорий граждан не менее 36 200 тыс. рублей путём перераспределения средств, предусмотренных на субсидирование мер социальной поддержки льготных категорий граждан.

Участниками публичных слушаний также неоднократно обсуждалась проблема, связанная с территориальным планированием. На сегодняшний день работа по разработке генеральных планов территорий не завершена. В целях наиболее эффективного расходования бюджетных средств, направляемых на указанные цели, наведения порядка с документацией по оформлению земельных участков на жилищное строительство на наиболее востребованных и активно заселяемых территориях, а также в целях развития доходной базы бюджетов будущих периодов территорий считаем необходимым ускорить работу по завершению и утверждению документов территориального планирования.

В июле 2011 года Верховным Советом Республики Хакасия были приняты изменения в Закон Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», согласно которым отдельным категориям граждан республики предоставлено право однократного бесплатного получения в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства или дачного строительства (с правом возведения дома). Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Республики Хакасия, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности – соответственно органами местного самоуправления. Однако данные порядки до настоящего времени не разработаны и не утверждены. Кроме того, не определены объёмы финансирования затрат муниципальных образований, связанных с реализацией указанного Закона: расходы на межевание после необходимой оценки, паспортизацию, обустройство земельных участков, инженерной инфраструктуры и т.д. Считаем необходимым рассмотреть возможность частичной компенсации муниципальным образованиям названных затрат, разработав для этого соответствующую отдельную республиканскую программу (подпрограмму).

В настоящее время в связи с преобразованием правового статуса бюджетных учреждений, в частности учреждений ветеринарной инспекции Республики Хакасия в казённые, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности таких учреждений, ранее поступавшие в доход учреждения на финансирование его деятельности, со второго полугодия 2011 года поступают в доходы бюджета. В связи с этим названные учреждения испытывают недостаток средств на обеспечение деятельности подведомственных учреждений. В случае сохранения данной ситуации в 2012 году возможен срыв противоэпизоотических мероприятий, работ по подготовке данных учреждений к работе в зимних условиях, а также мероприятий по ветеринарно-санитарному контролю. Учитывая актуальность и необходимость проведения своевременных противоэпизоотических мероприятий в Республике Хакасия считаем целесообразным увеличить расходы на содержание Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия на сумму не менее 18 млн. рублей (при ожидаемом поступлении в республиканский бюджет доходов от оказания платных услуг данного учреждения в размере более 20 млн. рублей).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане, признанные в установленном кодексом порядке малоимущими, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наём). В настоящее время в республике действует Закон «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в д\жилых помещениях», который установил порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом закона, определяющего порядок признания граждан малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наём) в республике нет. В целях реализации права малоимущих граждан на освобождение от платы за пользование жилым помещением считаем необходимым разработать и утвердить порядок признания граждан малоимущими в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наём).

Участниками публичных слушаний уже поднимался вопрос об актуальности восстановления и развития в республике санитарной авиации. В целях оказания экстренной медицинской помощи, проведения необходимых квалифицированных консультаций специалистов, неотложных диагностических и лабораторных исследований, осуществления срочной эвакуации больных, транспортировки медикаментов, врачей-консультантов, медицинского оборудования для нужд лечебно-профилактических учреждений, учитывая преимущества санавиации в возможности оказания помощи в труднодоступных местах республики в самые короткие сроки, считаем необходимым предусмотреть финансирование указанных расходов в рамках финансирования ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской».

 

Учитывая вышеизложенное, участники публичных слушаний считают необходимым рекомендовать:

Верховному Совету Республики Хакасия и Правительству Республики Хакасия:
1) подготовить изменения в Закон Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия», предусмотрев процедуру рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в нулевом чтении;
2) разработать закон Республики Хакасия о порядке признания граждан малоимущими в целях освобождения от внесения платы за пользованием жилым помещением (платы за наем).

2. Верховному Совету Республики Хакасия подготовить поправки к проекту закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» по следующим вопросам:
2.1. увеличить расходы по подпрограмме «Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)» на реконструкцию и ремонт детских дошкольных образовательных учреждений;
2.2. предусмотреть дополнительные ассигнования для ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской» на расходы по организации полётов санитарной авиации для оказания медицинской помощи населению с целью проведения экстренных и плановых консультаций, диагностических и лабораторных исследований, эвакуации больных, транспортировки медикаментов, врачей-консультантов, транспортировки медицинского оборудования для нужд лечебно-профилактических учреждений;
2.3. увеличить ассигнования в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Старшее поколение на 2011 – 2013 годы» на оказание малообеспеченным гражданам пожилого возраста материальной помощи для установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг;
2.4. увеличить расходы по подпрограмме «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей Республики Хакасия на 2010 – 2012 годы»;
2.5. предусмотреть расходы на реализацию подпрограммы «Уличное освещение»;
2.6. увеличить расходы на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов;
2.7. увеличить межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, предназначенным на комплектование книжных фондов библиотек в 3 раза (до 3 912 тыс. рублей), при условии выделения направления 50 процентов указанных средств на приобретение детской художественной литературы.

3. Рекомендовать Правительству Республики Хакасия:
3.1 решить вопрос о направлении в 2012 году средств дорожного фонда Республики Хакасия, предназначенных для финансирования дорог местного значения, не на реконструкцию и строительство дорог, которые влекут за собой дополнительные расходы на подготовку проектно-сметной документации и получения экспертиз, а на ремонты дорог поселений;
3.2. в целях достижения минимального уровня заработной платы работников образования Республики Хакасия не ниже 16 010 рублей (в соответствии с условиями Соглашения между Правительством Республики Хакасия и Министерством образования Российской Федерации) принять меры по увеличению общего объема финансирования заработной платы педагогов системы общего образования на 43 млн. рублей;
3.3. внести изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу «Старшее поколение на 2011 – 2013 годы» в части изменения порядка предоставления адресной помощи малообеспеченным гражданам пожилого возраста для установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг, увеличив ассигнования на данные цели;
3.4. разработать порядок обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла средствами массовой информации, содержащими сведения о принимаемых решениях органов государственной власти Республики Хакасия;
3.5. принять необходимые меры по привлечению в 2012 году средств от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в максимально возможных объемах;
3.6. пересмотреть механизм формирования республиканских целевых программ для более полного аккумулирования средств бюджета Республики Хакасия по соответствующим направлениям в целях привлечения максимально возможного объема средств федерального бюджета по федеральным целевым программам;
3.7. в целях достижения соответствия размеров стоимости угля, включённых в тариф на теплоэнергию с фактическими отпускными ценами на уголь, обеспечить подписание Соглашения на отпуск угля не позднее 01 января 2012 года, либо рассмотреть вопрос о частичной компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций;
3.8. предусмотреть в рамках подпрограммы «Социальное развитие села» долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 – 2012 годы» мероприятия по установлению «пятого провода» (линии управления), монтажа шкафов автоматического управления уличным освещением и счётчиков электроэнергии для линий уличного освещения;
3.9. рассмотреть вопрос о возможности включения расходов на содержание и эксплуатацию линий уличного освещения в тариф на электроэнергию;
3.10. направить на обеспечение бесплатного зубопротезирования льготных категорий граждан не менее 36 200 тыс. рублей путем перераспределения средств, предусмотренных на субсидирование мер социальной поддержки льготных категорий граждан;
3.11. увеличить расходы на содержание Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия на сумму поступающих в республиканский бюджет доходов от оказания платных услуг данного учреждения в размере не менее 18 млн. рублей;
3.12. завершить в 2012 году работу по разработке и утверждению документов территориального планирования, предусмотрев для этого необходимые средства в республиканском бюджете;
3.13. внести изменения в постановление Правительства Республики Хакасия от 27.09.2011г. № 630 «О предоставлении социальных выплат на оплату первоначального взноса при приобретении физическими лицами жилых помещений на территории Республики Хакасия за счёт привлечения ипотечных кредитов (займов)», распространив действие данного постановления исключительно на работников бюджетной сферы Республики Хакасия;
3.14. ускорить разработку порядка предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, в соответствии с Законом Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;
3.15. рассмотреть вопрос о частичной компенсации затрат муниципальных образований, необходимых на реализацию Закона Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (после необходимой оценки расходов на межевание, паспортизацию, обустройство земельных участков, инженерную инфраструктуру и т.д.) с разработкой соответствующей республиканской целевой программы (подпрограммы);
3.16. рассмотреть возможность выделения средств на проектирование строительства в Республике Хакасия центра для лечения и реабилитации наркозависимых людей и лиц, больных алкоголизмом, в объёме 3 500 тыс. рублей;
3.17. в целях минимизации расходования бюджетных средств, более рационального их использования и определения наиболее эффективных решений (организационных, архитектурных и др.) при строительстве (реконструкции) объектов социальной направленности, необходимо изменить цикл предпроектных и проектных работ, главное внимание уделив разработке технических заданий, что позволит на предпроектной стадии выбрать наиболее оптимальные проекты будущих социальных объектов и сократит дальнейшие расходы на изготовление проектно-сметной документации и, соответственно, будет способствовать удешевлению строительства (реконструкции) социальных объектов;
3.18. в целях увеличения доходной базы бюджетов поселений рассмотреть возможность создания научно-консультационного Совета для выработки рекомендаций органам местного самоуправления, оказания методологического консультативного сопровождения в вопросах повышения налогового потенциала территорий и увеличения поступлений в соответствующие местные бюджеты;
3.19. рассмотреть возможность увеличения уровня заработной платы сотрудников ГБНИУ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории»;
3.20. представлять проект Республиканской адресной инвестиционной программы с расшифровкой по объектам;
3.21. в целях рациональной переработки сельскохозяйственных отходов, а также в целях экономии бюджетных средств на строительство скотомогильников, рассмотреть возможность строительства завода по производству мясо-костной муки, предусмотрев в рамках подпрограммы «Безопасность обращения с отходами Республики Хакасия» необходимые средства на софинансирование указанного объекта.

4. Органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений в целях увеличения доходов местных бюджетов уделить особое внимание анализу начисления налогов и их соответствия фактическим показателям хозяйственной деятельности предприятий на территориях своих муниципальных образований: количеству работающих, размеру начисляемой им заработной платы, объёмах выпускаемой продукции и т.д.